Куда девать чужую боль
Обыкновенная история, можно сказать.
Год назад, аккурат перед Новым годом, мужчина вышел из дома и не вернулся.
Не вернулся он к гражданской жене, троим родным детям в гараж, в котором жил с семьей. В гараже разваливалась печь.
Ушел он к другой женщине.
Очень скоро оставленной гражданской жене стало нечем кормить детей, печь развалилась, а крысы обнаглели до того, что искусали младшего ребенка, которому было чуть больше года.
Брошенная на произвол судьбы женщина с тремя детьми без средств к существованию - зрелище не для слабонервных. Обида на мужа как-то плавно переросла в обиду на весь мир. И если не отец детей, то теперь все должны были ей. Продукты и одежду для детей. Жилье и так далее.
Женщина оказалась без прописки, а у двух из троих детей не имелось никаких документов.
Сердобольные родственники брошенной женщины привели ее в общественную приемную ассоциации женщин “Мөлдір”. Вроде как эстафетную палочку в своих руках не стали задерживать: мол, на, возьми и передай другому.
Вторая история также обыкновенная.
Девушка в ауле забеременела. Парень раздумал на ней жениться, а мама девушки, боясь сплетен земляков, запретила дочери вставать на учет по беременности. Та затягивала туго живот разорванной пополам простыней и думала, как бы так родить, чтобы никто не узнал…
За две недели до родов приехала в Алматы в поисках ответа и попала не куда-нибудь, а в ту же общественную организацию. Люди добрые подсказали. Вроде как эстафетную палочку передали…
* * *
Нам не надо объяснять, как работают общественные приемные. Знаем. Как правило, примут жалобу в письменном виде. Отправят запрос по инстанциям. Ждите ответа, скажут. Обычно им никто не отвечает. Тогда общественная приемная может написать еще один запрос. А может и не написать. Вроде как эстафетную палочку передали выше, и ладно.
Но бывают приятные исключения в этих самых общественных приемных.
Вот уже семь месяцев общественная приемная ассоциации женщин “Мөлдір” живет, можно сказать, проблемами брошенной гражданской жены. Встречаются с мамой женщины, уговаривая прописать у себя дочь.
Общаются с ее сестрами. У тех свои проблемы. Пригласили в офис гражданского мужа. Пришел. Объясняли как таблицу умножения про отцовский долг и так далее. Тот вроде бы согласился. И исчез.
Пожила брошенная с детьми в офисе. Сотрудницы принесли ей матрацы из дома, постельное белье. Кормили. Искали квартиру, но нет дураков в южной столице, чтобы сдавать жилье одинокой женщине с тремя детьми. Даму свозили несколько раз на медобследование. Сначала медики отказывались принять: нет прописки. Под нажимом общественной организации согласились.
Директор ассоциации сидела вместе с ней на тестировании психического здоровья.
Параллельно оформляли документы на малышей.
Для того чтобы детей передать в детский дом, надо было сначала провести их через центр реабилитации и адаптации. Но для этого они должны быть беспризорными. Таковы чиновничьи правила. Могли вызвать полицию. Еще лучше, подсказывали им оставить как бы без присмотра детей у базара и ждать, когда их подберет патрульная машина. Пришлось обходить установленные правила. Как бы в порядке исключения.
Директор ассоциации “Мөлдір” Ляззат ИШМУХАМЕДОВА просила, где-то прессинговала, стояла по стойке смирно в коридорах, дожидаясь ответа, умоляла. Если ей, представителю общественной организации с богатой историей в 20 лет, пришлось на все про все потратить семь месяцев, то стоит ли удивляться, что простому неграмотному и не всегда адекватному рядовому гражданину годами невозможно восстановить документы.
* * *
Ляззат возмущается:
- Наша система, связанная с детьми, - варварская машина. Почему у нас в государстве никто не отслеживает, чтобы в обязательном порядке дети получали свидетельства о рождении? Случись криминал, никто их не хватится. Они нигде не прописаны. Ни в какой базе данных их нет.
- Но, с другой стороны, есть люди, которым сколько ни помогай, все без толку, разве не так?
- В нашем конкретном случае женщина не способна что-то предпринять, может быть, в силу здоровья психического, может, она так воспитана. Возможно, это итог стрессовой ситуации…
Фарида АХМЕТОВА, психолог:
- Мама женщины нам говорила: у детей есть отец, почему он ничего не делает, я из принципа не буду помогать. У них свои принципы, а дети подвергаются опасности. Женщина требовала все время: вы должны! Она неправильно мыслит. Как бы родила и сделала одолжение всему миру.
- Да у нас полстраны так мыслит. Почему там, где многие другие спокойно бы отошли в сторону, ссылаясь на то, что родители сами ничего не делают, вы тянете воз? Вам за это деньги платят? Грант отрабатываете?
- Если бы не наше участие в судьбе людей, которые к нам обращаются, могли случиться страшные трагедии, - отвечает Ляззат. - У нас нет грантовых денег. Мы в марте выходили с предложением, но акимат нам деньги на проект не дал. Два сотрудника приемной, психолог Фарида Ахметова и консультант Бибайша Амитова, получают зарплату от центра занятости. По 37 500 тенге каждая.
- Вы кормите многих из обратившихся к вам, оплачиваете квитанции при получении документов... Откуда у вас деньги?
- Один мужчина пожертвовал 10 тысяч тенге, и с этих денег мы пытаемся как-то помочь. Сейчас микрокредитная организация, учредителем которой является наша ассоциация, оплачивает коммунальные услуги и Интернет.
* * *
Вот теперь пора рассказать, чем закончилась вторая история. Связанная с беременной женщиной. У нее прямо-таки оптимистичный конец. Молодой женщине рассказали, как встать на учет в женской консультации, помогли поменять просроченное удостоверение личности.
Бибайша вспоминает:
- Мы за ней не бегали, мы ее подталкивали. И она все сделала сама. Она стала увереннее, стала другой, и парень вернулся к ней.
Теперь живут полноценной семьей.
За семь месяцев через общественную приемную прошли 24 женщины. 24 судьбы. Всем помогли чем могли.
Удивительное открытие. Если попадается на пути чиновник с человеческим лицом, скажем так, сделает доброе дело в порядке исключения, так сразу просит: никому об этом не рассказывайте.
Ляззат Ишмухамедова каждый раз обещает: даже рот не открою. И держит обещание. Потому что еще не раз придется к ним обращаться.
Но вообще-то странно все это: выполнять свои обязанности инкогнито, как будто совершать что-то из ряда вон…
Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: ismailova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА