7531

Точка перерождения

Останется ли Казахстан светским государством?

Чем может обернуться для нашей страны сокращение количества религиозных объединений по итогам прошедшей перерегистрации - укреплением стабильности или ростом экстремизма? На этот и другие вопросы на “прямой линии” с читателями ответил религиовед, доктор философских наук, профессор Артур АРТЕМЬЕВ (на снимке).

Айна ДОЛГУОВА, Алматы:
Нужно ли обнародовать имена тех лиц, которые проводят экспертизу документов религиозных организаций? Насколько компетентны эти люди при вынесении своих заключений?
- Нужно, причем обязательно, чтобы страна знала своих “героев”. Лично я не знаю, кто эти люди, поскольку список экспертов нигде не опубликован. Я видел несколько заключений экспертизы по религиозным объединениям, не прошедшим перерегистрацию. Не берусь судить о юридических тонкостях вопроса, но с религиоведческой точки зрения я считаю эти заключения совершенно безграмотными. В Казахстане очень ограничен круг компетентных светских религиоведов, способных выносить объективные заключения, но их к экспертизе не привлекают.

Жанат СМАКОВ, Алматинская область:
В связи с тем, что принят новый закон о религиях, появилась потребность и в новых учебниках по религиоведению. Какими вы их видите и когда они могут объективно появиться? Будет ли, на ваш взгляд, проект учебников широко обсуждаться в обществе, или на этом деле тихо заработает узкая группа авторов?
- Сегодня, как бы парадоксально это ни звучало, Казахстан находится в нескольких шагах от перерождения из светского государства в теологическое. Есть конкретные примеры - Турция, Иран, Египет. Некогда в этих исламских государствах светские ценности преобладали над религиозными, но приход к власти радикалов полностью изменил духовный и политический облик стран. У Казахстана есть опасность пойти по этому пути. Об этом свидетельствует не только радикализация взрослого населения, но и неумение создавать светские учебники по религиоведению для школьников. Переделать уже изданные учебники невозможно, поскольку ошибочна их идеология: они написаны с позиции веронетерпимости к иным религиям, кроме традиционных. Новые учебники нужно создавать на конкурсной основе группой авторов, включая методистов, с проведением апробации, обсуждение должно проходить всенародно, а не в узких кругах теологов.

Вопрос редакции газеты “Время”:
Чем может обернуться для Казахстана сокращение количества религиозных объединений по итогам прошедшей перерегистрации - укреплением стабильности или ростом экстремизма?
- Сама по себе перерегистрация в сегодняшних реалиях вполне объяснима: очень много религиозных организаций в Казахстане существовали формально, то есть порядок навести было необходимо. Но в первую очередь от этой борьбы с псевдорелигиозными объединениями пострадали течения, которые всегда были лояльны и строго выполняли требования законодательства. В качестве примера приведу Ахмадийское движение, церковь сайентологов, церковь объединения, церковь Виссариона. У “Свидетелей Иеговы” перерегистрацию пока прошли только первичные общины, а центр еще не зарегистрирован. К чему это может привести? К тому, что эти организации еще более сплотятся и будут активнее работать, чтобы отстоять свое место под солнцем. Возможно, будут судебные процессы, которые выйдут далеко за пределы нашей страны, и мы опять будем подвержены серьезной критике со стороны правозащитных организаций.
- Да, нетрадиционные религиозные организации вызывают некоторое непонимание, что вполне естественно. Но в том и суть государственной политики - воспитывать веротерпимость, даже если человек исповедует какую-то особенную религию. Да и кто сказал, что чья-то вера лучше? Наш верховный муфтий, например, издал фетву о том, что Ахмадийское движение - не есть мусульманское. Шииты при этом считают суннитский ислам отходом от мусульманства. Сунниты - наоборот.
Кстати, насколько я знаю, ахмадийцы несколько раз обращались в ДУМК с предложением провести теологическую дискуссию, но не были услышаны. В цивилизованном обществе за эту идею бы ухватились, а у нас, видимо, дискутировать не принято, тем более на религиозные темы. Я очень сожалею, что на поводу такой веронетерпимости идет Агентство по делам религий и другие госорганы, которые осуществляют надзор за религиозными организациями.

Канат АХМЕТОВ, преподаватель основ религиоведения, Южный Казахстан:
Среди религиоведов Казах­стана и СНГ многие считают вас членом секты “Свидетели Иеговы”, где вы получаете зарплату. Вы даже написали монографию об этой организации. Правда ли это? Как вы относитесь к тому, что эта секта отвергает необходимость уважения государственных символов Казахстана, призывает членов секты не выполнять конституционную обязанность гражданина проходить службу в вооруженных силах, предусматривает отказ от таких жизненно важных медицинских манипуляций, как переливание крови и инъекции, запрещает детям посещать школу в субботние дни? Не считаете ли вы, что настоящий религиовед должен быть нейтральным ко всем религиям?
- Прежде чем задавать такой вопрос, вам для начала нужно было серьезно поинтересоваться, а кто же они такие - “Свидетели Иеговы”. Я не только не являюсь членом этой организации, но я вообще человек неверующий по своим убеждениям, а свои научные интересы еще 50 лет назад я направил на изучение всех религий без исключения. Да, я являюсь автором монографий, посвященных “Свидетелям Иеговы”, поскольку мне самому было интересно, что это за религиозное направление, которое подвергается такой дискриминации у нас в стране. По моим изучениям и наблюдениям, “Свидетели Иеговы” никакой опасности для общества не несут. Другое дело, что они замыкаются в своей религии и стараются дистанцироваться от госструктур. Что касается переливания крови, то они не категорически от него отказываются, а предлагают пользоваться заменителями крови, безопасными по своему составу. Служба в вооруженных силах “Свидетелям Иеговы” не запрещается, но только в таких формированиях, которые не связаны с ношением и применением оружия. Причем пацифизм присущ и ряду других религий, а не только “Свидетелям Иеговы”. Да, они не вывешивают флаги и герб в общинах, но и в православной церкви госсимволов я не замечал. Если, скажем, у меня дома нет герба и флага, это же не означает, что я не уважаю государственные символы своей страны.

Яна ИЛЬИЧЕВА, Алматы:
За последний год в Казахстане было совершено несколько терактов, было ликвидировано несколько экстремистских группировок, члены которых проповедовали радикальный ислам. Однако ДУМК никак не отреагировало на эти явления. Что вы об этом думаете?
- Недавно первый заместитель генерального прокурора Казахстана Иоган МЕРКЕЛЬ нарисовал портрет казахстанского экстремиста: молодой человек, необразованный, социально неустроенный, крайне податливый на любые влияния. С его формулировкой я согласен. Скажу больше: экстремизм - явление экономическое и социальное. И ДУМК почему-то пассивно относится к тому, что уже произошло на территории нашей страны. С верующими управление практически не работает, хотя должно быть обеспокоено происходящим и принимать серьезные меры по работе с молодежью и их родителями. Ведь сегодняшние террористы - вчерашние дети, которых кто-то такими воспитал.

Серик ДАУЛЕТХОЖАЕВ, вопрос прислан по электронной почте:
Строительство мечети - это хорошо, но их стало многовато для нашей малочисленной страны. Необходимо ли регулировать на государственном уровне вопросы строительства религиозных храмов? Не лучше ли строить вместо мечетей те же школы и детские сады?
- Действительно, мы фактически стали забывать, что живем в светском государстве. В свое время была полная бесконтрольность в плане строительства мусульманских храмов: каждый чиновник считал своим долгом построить мечеть в честь отца или деда. В итоге у нас в стране их уже более 2200.
Но что особенно настораживает - государство нередко само участвует в строительстве новых мечетей, выделяя для этого деньги из бюджета. Вместе с тем работать в мусульманских храмах просто некому. Когда распался Советский Союз, у нас были единицы имамов, которые имели хоть какое-то духовное образование, так как основные учебные заведения находились в Ташкенте, а он, к сожалению, не давал квоты на подготовку имамов. Поэтому государство стало отправлять кадры на учебу за рубеж, не думая о том, с какой идеологией имам вернется обратно. Другая крайность - отсутствие всякого образования, а только мало-мальское умение читать Коран. Вот и появляются в обществе молодые люди, наставником которых является неизвестно кто. И серьезно работать нужно над этим, а не гнобить Ахмадийское движение или церковь объединения.
Еще одна проблема - строительство религиозных зданий вблизи с образовательными объектами, будь то детские сады или школы. Я считаю, что от светских учреждений, особенно детских, храмы должны быть изолированы. В общем, как говорится, всего в нашей жизни должно быть в меру.

Александра АЛЁХОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть