14036

Счастливый трудоголик

Долгое время народная молва характеризовала жизнь простых туркестанцев и криминогенную обстановку в этом древнем городе хлесткой, но верной по сути фразой: “Днем - Туркестан, ночью - Афганистан”. Однако ситуация в духовной столице Казахстана стала стремительно улучшаться вскоре после назначения в 2010 году на должность прокурора Туркестана Артыкбека ПАШАЕВА (на снимке - с сыном).

- Я тогда абсолютно был уверен, что в священном Туркестане все должно быть безупречно, - говорит Артыкбек Ашикович. - Я и сейчас так считаю. Однако не всегда наши представления совпадают с реальностью. Вот и работаю с тех самых пор засучив рукава.
Особенно трудным для Пашаева был первый год. Для многих местных агашек он был пришлым. Бывало, что “доброжелатели” испытывали чужака на прочность, подкидывая то и дело мелкие пакости в виде анонимных писем и прочих “сюрпризов”. Однако эту школу выживания Пашаев давно прошел, а потому все выдержал. Вот только новыми друзьями и покровителями прокурор на новом месте работы не разжился. Зато врагов прибавилось, ведь для многих он был очень неудобен. Взять, к примеру, имама из аула Старый Икан. Долгое время он туманил мозги прихожан своими необычными проповедями. Конец этому положил Пашаев.
- Было несколько сигналов о “странностях” имама, - рассказывает прокурор. - Проверили, и выяснилось, что данный гражданин не только не имеет официального разрешения на проповедование своих религиозных воззрений, но даже находится на территории Казахстана нелегально. В кратчайшие сроки он был выдворен за пределы страны.

Нет покоя от прокурора и местным стражам порядка. Только за 10 месяцев 2012 года с подачи Пашаева за упущения в работе и нарушения законов были наказаны 44 сотрудника полиции. Видимо, поделом, раз городскому прокурору приходится лично вмешиваться в расследование громких преступлений. Как это было в деле о банде грабителей, несколько месяцев державших Туркестан и его окрестности в страхе.
В конце 2011-го - начале 2012 г. в городе произошла целая череда ограблений, но ни одно из них не было раскрыто. Расследование сдвинулось с мертвой точки, лишь когда попало на стол к прокурору.
- Вместе с моим замом КАРАМАНОВЫМ и заместителем начальника Туркестанского ГУВД мы заперлись в кабинете и стали анализировать, - рассказывает Артыкбек Ашикович. - Во многих заявлениях жертвы писали, что грабители были в черных масках и во время налета не разговаривали, а лишь пересвистывались и жестикулировали. Постепенно из таких вот маленьких фрагментов разобщенных дел об ограблениях стала складываться одна общая картина. Стало ясно: это дело рук одной банды. Однако полисмены Туркестана отказывались принимать эту версию.
Тогда Пашаеву пришлось настоять на том, чтобы все дела об ограб­лениях были объединены в одно. Вскоре банда была обезврежена, а посрамленные опера из ГУВД в который раз были вынуждены признать правоту прокурора.
Особое рвение в работе прокурор Туркестана проявляет, когда в деле фигурируют дети. Не скрывая своего личного отношения к детскому вопросу, Пашаев порой откровенно лоббирует интересы маленьких туркестанцев. Так, у многих на памяти история о Саулете РАХМАНБЕРДИЕВЕ, который лишился рук, после того как получил ожог, зацепив оголенные электропровода в незапертой трансформаторной будке (см. “Чужая беда”, “Время” от 21.7.2011 г.).
- Мне пришлось взять на себя роль посредника в переговорах между энергетиками и семьей Саулета, - вспоминает Артыкбек Ашикович. - В ходе непростых переговоров удалось добиться того, что энергопоставляющая компания выплатила мальчику солидную денежную сумму, и это при том, что в суде их вина в случившейся трагедии не была доказана.

А чего стоит дело о нарушениях прав детей в туркестанском интернате для детей с проблемной психикой? О тяжелом положении воспитанников этого интерната минувшей весной рассказывали все казахстанские СМИ. Во всех бедах родители и педагоги винили директора школы Дину ОРМАНОВУ. После того как скандал вышел за пределы интерната, в дело вмешалась городская прокуратура. Вместе со специалистами контролирующих органов прокуроры заглянули в каждый темный уголок богадельни.
- В столовой интерната были обнаружены просроченные продукты, - говорит прокурор Туркестана. - Ормановой допускались нарушения в вопросах законности обеспечения интерната топливом, в итоге ученики мерзли в помещениях. Были выявлены нарушения санэпидемиологических и противопожарных норм. По нашему представлению Орманову уволили за совершение коррупционного правонарушения, и порядок в интернате был восстановлен.
Заслугой команды своих единомышленников Пашаев считает тот факт, что все большее количество туркестанцев доверяет местным прокурорам решение своих проблем. Именно поэтому на регулярные встречи населения с представителями надзорного органа приходят десятки людей. Они знают: реагирование на проблемные вопросы будет немедленным.
- Это уже стало традицией, - объясняет Пашаев. - Обычно горожане жалуются на плохую работу полиции. По каждому такому заявлению мы принимаем меры. Не даем нашим полисменам расслабиться, чтобы они понимали, что постоянно находятся под беспристрастным контролем. Наверное, это стражей порядка дисциплинирует, ведь за последний год количество жалоб от туркестанцев в их адрес значительно сократилось.

Зато количество благодарственных писем в адрес прокуроров Туркестана, отправленных горожанами в Генеральную прокуратуру страны и областной надзорный орган, резко возросло, а это лучше всяких статотчетов свидетельствует, что дела в духовной столице Казахстана постепенно налаживаются, и не в последнюю очередь благодаря прокурору Туркестана Пашаеву.
- С детства мечтал стать прокурором, - откровенничает мой собеседник. - Нас, десятерых детей, мама одна тянула, отец умер от инсульта. Ему было всего 40 лет, а мне в тот момент - 4 года. Помню, нашим соседом тогда был прокурор. Важный такой. Жена у него холеная, веселая. Дом - полная чаша. В гараже крутая по тем временам машина. У детей - самые лучшие игрушки. На днях припомнил его и посмеялся. Ну ничем я на того прокурора не похож! Особняка своего нет, жилье в аренду снимаю. Свечным заводиком на старости лет не обзавелся… По­думал-подумал  и понял, что и без этого я счастливый человек. Есть у меня крепкая семья, мама жива-здорова, дочь и сын радуют. А еще у меня есть любимая работа, которой я беззаветно предан. Что еще от жизни надо? Вот это и есть настоящее счастье!

Ермек САРЫБАЕВ, фото автора, Южно-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть