12339

Танцуют все!

Отечественное шоу “Танцы со звездами” бьет рейтинги популярности. Но инициатор проекта Макпал КАРИБЖАНОВА (на снимке) больше гордится другим фактом: казахстанская пара исполнителей спортивных бальных танцев наконец-то заняла призовое место на чемпионате мира в Москве.

Естественно, исполнители бальных танцев оживились - ведь до сих пор этот красивый вид спорта скромно стоял в стороне от обласканных вниманием олимпийских. Многие изменение ситуации связывают с фигурой нового руководителя Федерации спортивных бальных танцев - Макпал Карибжановой. Она сама не танцует, не имеет школы и учеников, ни одного из своих троих детей не собирается отдавать на спортивные танцы. И денег за работу в федерации не получает. Принципиально. Считает, что только с помощью независимого объективного человека можно будет преодолеть существующие в спортивных танцах проблемы.

- Когда представляют профессионалов - участников “звездных танцев”, они все сплошь титулованные чемпионы. Чем же тогда так важна победа в Москве?
- Казахстанские спортсмены традиционно были сильнейшими в Азии. Уже двадцать лет ни Китай, ни Сингапур не могут подвинуть нас с первых мест. Об этом мало кто знает, потому что у побед бальников нет общественного резонанса. В Европе же мы не занимали призовых мест, и это очень обидно. И вот долгожданная победа - Жания ЖАРМЕНОВА и ее партнер-легионер Эррол УИЛЬЯМСОН заняли второе место на чемпионате мира в Москве.

- Как вы угодили в спортивные танцы из “классиков”?
- Я окончила хореографическое училище им. Селезнева, на выпускном танцевала “Лебединое озеро”, успела стать лауреатом всесоюзного конкурса. В федерацию меня пригласили именно организовать работу. А что касается того, разбираюсь я в танцах или нет... У меня есть базовое классическое образование, сейчас учусь танцевать спортивные танцы. Хотя все, что разрешено в классическом танце, все это запрещено в бальном, и наоборот. Но самое главное - я независима от этого мира, у меня нет своих личных интересов на паркете.

- В Казахстане считается, что штангист, футболист - спорт­смены, а танцы - ничего серьезного. Откуда такой стереотип?
- Может быть, еще и потому, что спортивные танцы пока не входят в число олимпийских видов спорта. Но это именно спорт - ребята нацелены на победу, на результат, они не создают каких-то образов и даже танцуют не под музыку, а скорее под ритм. Все родители задумываются: “Какой вид спорта выбрать для детей?” Так вот, спортивные танцы - это нетравматично по сравнению с той же гимнастикой или балетом, ими не надо заниматься по 6-8 часов в день, то есть можно спокойно учиться, получать профессию. Еще один несомненный плюс танцев в том, что они учат общению девочек и мальчиков. У бальников не бывает проблем переходного периода, когда подростки не знают, как подойти, о чем сказать. Они умеют контактировать и общаться.

- И чтобы популяризировать танцы, вы пошли... на телевидение.
- Конечно! Мы живем в век рекламы, Интернета и шоу. Нужен выход на большую аудиторию. И мне удалось заразить идеей танцевального шоу руководство канала. Сейчас высокие рейтинги программы доказали, что наша страна сильна не только пением. Ведь до сих пор на наших каналах в основном были шоу, связанные с вокалом. Думаю, что у “звездных танцев” будет и продолжение.

- Формат телевизионного шоу предполагает массу сюрпризов...
- Конечно! Бывало так, что ребята хорошо станцевали, а какая-то камера не работала и надо было снова с улыбкой выходить. Очень тяжелый был темп съемок - например, вторым блоком мы снимали четыре передачи несколько суток и закончили в пять утра. Жюри прекрасно понимало, что запись будет монтироваться, чиститься, и зачастую позволяло себе непарламентские выражения. В общем, много чего было.

- Трудно ли составить пару из профессионального танцора и публичной персоны?
- Меня очень радовало, что ребята сдружились и практически в каждой паре установились очень теплые взаимоотношения. Евгений МОИСЕЕВ, например, своей партнерше Баян Есентаевой улыбаясь диктовал фигуры и па, а на репетициях подкармливал шоколадом, чтобы поднять ей настроение. Алишер ЕГЕМБЕРДИЕВ всегда интересовался тем, как складываются отношения Мадины с ее молодым человеком, и слегка ревновал ее. А вообще у нас был такой темп работы, что даже звездам было не до капризов.

- В ком из участников шоу, на ваш взгляд, есть танцевальный талант?
- Алишер Егембердиев, безусловно, как и все талантливые люди, одарен во всем. Еще я бы отметила Маргариту Кравцову. Она утверждает, что не занималась танцами, но у нее очень профессиональные руки. Рита могла бы стать чемпионкой мира в прайме, то есть в таком виде соревнований, где профессионал танцует с непрофессионалом.

- На что вы живете, если не получаете деньги за руководство федерацией?
- Мой муж достаточно состоятельный человек, у меня самой есть небольшой бизнес - я владею кафе. Когда его открывали, я была счастлива: придумывала интерьеры, меню, создавала атмосферу. Но когда дело оказалось налаженным, оно перестало приносить моральное удовлетворение. Может быть, пафосно звучит, но если ты состоялся в каком-то качестве и можешь сделать хоть какую-то малость не для себя - помогать детскому дому, бесплатно преподавать, то надо это делать. Это ведь наша страна, и надо не только пытаться получить что-то от нее, но еще и самому давать что-то.

- Все же, возвращаясь к профессиональному спорту: чего не хватает сейчас нашей федерации?
- Не хватает системы во всем. Нет четких правил судейства, требований к жюри. Например, я считаю, что судить на соревнованиях должны люди, у которых никто на данном соревновании не выступает. Не хватает системы повышения квалификации тренеров. Например, сейчас даже наши победители живут не в Казахстане, а в Италии, а трехкратная чемпионка Азии Ольга ЛЕБЕДЕВА сейчас выступает за Германию. Надо изменить ситуацию, чтобы ребята и дальше могли заниматься на родине. Все это несложно, надо просто отладить систему, сделать ее максимально беспристрастной, и она будет работать.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива Макпал КАРИБЖАНОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее