10421

Великие навигаторы, или Кто делает деньги из воздуха

С того момента, как РГП “Казаэронавигация” в два раза (на 100%) увеличило стоимость своих услуг для казахстанских авиакомпаний, едва прошло полгода. Однако сейчас предприятие вновь пытается значительно увеличить свои тарифы с 1 января 2013 года. Если это произойдет, повышение цен неминуемо скажется на стоимости авиа­билетов. Обоснованность очередного одностороннего повышения цен на услуги навигации обсуждалась на общественных слушаниях, состоявшихся в понедельник, 22 октября, в Агентстве по регулированию естественных монополий (АРЕМ).

Мы уже писали, как казахстанское правительство в лице АРЕМа преподнесло очередной “сюрприз” отечественным авиакомпаниям и пассажирам, когда с 1 июля был отменен  понижающий коэффициент - 50-процентная скидка на услуги аэронавигации, много лет действовавшая на внутренних маршрутах и установленная правительством для развития казахстанских авиакомпаний (см. “Навигация требует жертв”, “Время” от 10.7.2012 г.). Тогда перевозчики заявили: они будут нести дополнительные расходы, исчисляемые сотнями миллионов тенге. Одна только “Эйр Астана” увеличит свои дополнительные расходы в 2012 году на 310 млн. тенге, а в 2013-м - на 553 млн.!
Теперь же над ними снова навис дамоклов меч в виде очередного резкого повышения тарифов.
В общественных слушаниях приняли участие представители АРЕМа, авиакомпаний, аэропорта и, разумеется, сами “виновники торжества” - руководство “Казаэронавигации”. Был даже представитель ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта). Вот только никого не прислал уполномоченный орган - Комитет гражданской авиации (КГА) Минтранскома. Видимо, чиновникам КГА совсем не интересно обсуждать такие незначительные вопросы, как возможное повышение цен на авиабилеты...

Но прежде чем передать подробности состоявшейся дис­куссии, поясним нашим читателям один важный момент. РГП “Казаэронавигация” предоставляет авиакомпаниям услуги на обслуживание как внутренних, так и международных рейсов. И если тарифы “навигаторов” на внутренние рейсы обязательно утверждаются в АРЕМе, то расценки на обслуживание международных рейсов монополист устанавливает по своему усмотрению. Имея такое право, РГП 1 января 2012 года в одностороннем порядке увеличило свои тарифы для “Эйр Астаны” на международку в среднем на 26%. Кроме того, в середине 2012 года РГП “Казаэронавигация” отправило перевозчику уведомление о новом увеличении тарифов на обслуживание международных маршрутов с 1 января 2013 года на 60 процентов! В итоге только за рейсы за бугор национальный перевозчик будет платить в среднем на 86% больше! Теперь авиадиспетчеры взялись за повышение цен, но уже и на внутренние рейсы...
Первым на слушаниях взял слово начальник планово-экономического отдела “Казаэронавигации” Нуржан АХМЕТОВ. Он рассказал: согласно законодательству все естественные монополии обязаны вести раздельный учет доходов и затрат по каждому виду регулируемых услуг. Поэтому и “Казаэронавигация” делит все расходы на регулируемые АРЕМом (внутренние рейсы) и нерегулируемые (международные перевозки). Так вот, в 2011 году “навигатор” получил убыток от обслуживания внутренних рейсов в сумме 1,3 млрд. тенге. Отмена этим летом 50-процентной скидки (авиакомпании расценивают это как повышение на 100%) помогла “Каз­аэронавигации” почти в два раза сократить убыток. А если АРЕМ позволит поднять с начала 2013 года расценки на обслуживание внутренних рейсов, это даст предприятию прибыль в размере около 500 млн. тенге. Г-н Ахметов утверждает: согласно казахстанскому законодательству госпредприятия не должны производить товары и оказывать услуги себе в убыток.
- Странная картина складывается, - подхватил тему вице-президент “Эйр Астаны” по юридическим вопросам Айдар КАШКАРБАЕВ. - Сначала авиакомпаниям был отменен понижающий коэффициент, что привело к росту наших расходов. Прошло полгода - и мы вновь видим заявку “Казаэронавигации” на повышение тарифов. Если они будут утверждены, наши расходы вырастут на 2,6 млрд. тенге! Странно: в течение 14 лет цены не поднимали, а за 6 месяцев тариф поднимается на 93 процента! Не совсем понятно, как это регулируется.
В этой связи модератор слушаний, зампред АРЕМа Анатолий ШКАРУПА, раза три уточнял: рано говорить о повышении тарифа как о свершившемся факте, заявка еще рассматривается.

Между тем на слушаниях выяснился один любопытный факт: несмотря на то что “Казаэронавигация” получает убытки за обслуживание внутренних рейсов, в целом предприятие является прибыльным. Отвечая на вопрос нашего корреспондента, исполнительный директор РГП Марат ДАУТАЛИЕВ подтвердил: 14 последних лет предприятие работает в плюсе! В основном, конечно, за счет международных рейсов.
- В чем тогда необходимость повышения тарифа на внутренние рейсы, если в целом РГП “Казаэронавигация” - прибыльная компания? - высказал недоумение зам­начальника отдела экономики авиакомпании “Скат” Николай КРАВЦОВ. - Тарифы уже повышались вдвое, сейчас вы готовите проект на увеличение еще почти в два раза. В чем смысл? Чтобы прибыльное предприятие сделать еще прибыльнее и тем самым “посадить” авиакомпании? Ведь это в конце концов ляжет на пассажиров! Мы тоже не сможем терпеть убытки - мы вынуждены будем поднимать тарифы на перевозки. Если раньше доля “Казаэронавигации” в себестоимости наших услуг составляла 2,5 процента, то сейчас она будет 6,5 процента! Раньше доля навигации составляла 250 тенге в каждом билете, станет - 1500 тенге! Это весомая цифра. А в целом для нашей компании это дополнительные 1,3 млрд. тенге, которые мы должны будем вам заплатить. Да это же стоимость одного самолета! И нам придется или вам платить, или самим развиваться. Целесообразно ли вообще поднимать тарифы два раза за полгода?
Однако у Марата Дауталиева свои аргументы:
- Мы говорим не о том, чтобы повысить тарифы, а о том, чтобы привести их к законодательному уровню. Необходимо обеспечить хотя бы себестоимость наших затрат.
- Если “Казаэронавигация” из года в год в прибылях, зачем тогда увеличивать тариф на международные направления, да еще и так значительно? - задал вопрос главный специалист “Эйр Астаны” по правительственным и законодательным вопросам Евгений АКСЕНОВ.
И снова нашелся ответ у РГП: цену вроде как решили уравнять с тарифами для иностранных авиакомпаний, чтобы для них не было дискриминации.

В “Эйр Астане” продолжали недоумевать: авиакомпания увеличивает число рейсов, открывает новые направления и всегда приносит “Казаэронавигации” гарантированное увеличение дохода. Если в 2003 году нацперевозчик пополнил бюджет диспетчеров на 240 млн. тенге, то в 2011 году - уже на 1,3 млрд. тенге. В других странах никто так не поступает с партнерами. Тем более с такими крупными, утверждают в “Эйр Астане”.
- На 70 процентов расходы “Каз­аэронавигации” компенсировали мы! - заявил старший вице-президент по правительственным, законодательным вопросам и безопасности авиакомпании “Эйр Астана” Ербол ОСПАНОВ.
- Я думаю, это не “Эйр Астана”, а потребители! - парировал Марат Дауталиев, еще раз подтверждая мысль, что аппетиты “Казаэронавигации” приходится удовлетворять в первую очередь... простым пассажирам!
Завершая диалог, Евгений Аксенов и Айдар Кашкарбаев с сожалением констатировали: в 2011 году в два раза подорожало авиатопливо, услуги аэропортов очень высоки, и если еще и за навигацию придется отстегивать сумасшедшие деньги, авиакомпании будут вынуждены сокращать неприбыльные маршруты, закрывать недоходные рейсы. Или повышать стоимость билетов...
Удовлетворит ли заявку “Каз­аэронавигации” АРЕМ, мы узнаем совсем скоро.

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

P.S. Покидая зал совещаний, зампред АРЕМа Анатолий Шкарупа обратился к присутствовавшим представителям СМИ: “Не делайте однобоких вещей, делайте объективно... С двух сторон, с трех сторон... Я понимаю, что “Эйр Астана” платит деньги...”. Не судите по себе, господин чиновник!

Поделиться
Класснуть

Свежее