Великие навигаторы, или Кто делает деньги из воздуха
С того момента, как РГП “Казаэронавигация” в два раза (на 100%) увеличило стоимость своих услуг для казахстанских авиакомпаний, едва прошло полгода. Однако сейчас предприятие вновь пытается значительно увеличить свои тарифы с 1 января 2013 года. Если это произойдет, повышение цен неминуемо скажется на стоимости авиабилетов. Обоснованность очередного одностороннего повышения цен на услуги навигации обсуждалась на общественных слушаниях, состоявшихся в понедельник, 22 октября, в Агентстве по регулированию естественных монополий (АРЕМ).
Мы уже писали, как казахстанское правительство в лице АРЕМа преподнесло очередной “сюрприз” отечественным авиакомпаниям и пассажирам, когда с 1 июля был отменен понижающий коэффициент - 50-процентная скидка на услуги аэронавигации, много лет действовавшая на внутренних маршрутах и установленная правительством для развития казахстанских авиакомпаний (см. “Навигация требует жертв”, “Время” от 10.7.2012 г.). Тогда перевозчики заявили: они будут нести дополнительные расходы, исчисляемые сотнями миллионов тенге. Одна только “Эйр Астана” увеличит свои дополнительные расходы в 2012 году на 310 млн. тенге, а в 2013-м - на 553 млн.!
Теперь же над ними снова навис дамоклов меч в виде очередного резкого повышения тарифов.
В общественных слушаниях приняли участие представители АРЕМа, авиакомпаний, аэропорта и, разумеется, сами “виновники торжества” - руководство “Казаэронавигации”. Был даже представитель ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта). Вот только никого не прислал уполномоченный орган - Комитет гражданской авиации (КГА) Минтранскома. Видимо, чиновникам КГА совсем не интересно обсуждать такие незначительные вопросы, как возможное повышение цен на авиабилеты...
Но прежде чем передать подробности состоявшейся дискуссии, поясним нашим читателям один важный момент. РГП “Казаэронавигация” предоставляет авиакомпаниям услуги на обслуживание как внутренних, так и международных рейсов. И если тарифы “навигаторов” на внутренние рейсы обязательно утверждаются в АРЕМе, то расценки на обслуживание международных рейсов монополист устанавливает по своему усмотрению. Имея такое право, РГП 1 января 2012 года в одностороннем порядке увеличило свои тарифы для “Эйр Астаны” на международку в среднем на 26%. Кроме того, в середине 2012 года РГП “Казаэронавигация” отправило перевозчику уведомление о новом увеличении тарифов на обслуживание международных маршрутов с 1 января 2013 года на 60 процентов! В итоге только за рейсы за бугор национальный перевозчик будет платить в среднем на 86% больше! Теперь авиадиспетчеры взялись за повышение цен, но уже и на внутренние рейсы...
Первым на слушаниях взял слово начальник планово-экономического отдела “Казаэронавигации” Нуржан АХМЕТОВ. Он рассказал: согласно законодательству все естественные монополии обязаны вести раздельный учет доходов и затрат по каждому виду регулируемых услуг. Поэтому и “Казаэронавигация” делит все расходы на регулируемые АРЕМом (внутренние рейсы) и нерегулируемые (международные перевозки). Так вот, в 2011 году “навигатор” получил убыток от обслуживания внутренних рейсов в сумме 1,3 млрд. тенге. Отмена этим летом 50-процентной скидки (авиакомпании расценивают это как повышение на 100%) помогла “Казаэронавигации” почти в два раза сократить убыток. А если АРЕМ позволит поднять с начала 2013 года расценки на обслуживание внутренних рейсов, это даст предприятию прибыль в размере около 500 млн. тенге. Г-н Ахметов утверждает: согласно казахстанскому законодательству госпредприятия не должны производить товары и оказывать услуги себе в убыток.
- Странная картина складывается, - подхватил тему вице-президент “Эйр Астаны” по юридическим вопросам Айдар КАШКАРБАЕВ. - Сначала авиакомпаниям был отменен понижающий коэффициент, что привело к росту наших расходов. Прошло полгода - и мы вновь видим заявку “Казаэронавигации” на повышение тарифов. Если они будут утверждены, наши расходы вырастут на 2,6 млрд. тенге! Странно: в течение 14 лет цены не поднимали, а за 6 месяцев тариф поднимается на 93 процента! Не совсем понятно, как это регулируется.
В этой связи модератор слушаний, зампред АРЕМа Анатолий ШКАРУПА, раза три уточнял: рано говорить о повышении тарифа как о свершившемся факте, заявка еще рассматривается.
Между тем на слушаниях выяснился один любопытный факт: несмотря на то что “Казаэронавигация” получает убытки за обслуживание внутренних рейсов, в целом предприятие является прибыльным. Отвечая на вопрос нашего корреспондента, исполнительный директор РГП Марат ДАУТАЛИЕВ подтвердил: 14 последних лет предприятие работает в плюсе! В основном, конечно, за счет международных рейсов.
- В чем тогда необходимость повышения тарифа на внутренние рейсы, если в целом РГП “Казаэронавигация” - прибыльная компания? - высказал недоумение замначальника отдела экономики авиакомпании “Скат” Николай КРАВЦОВ. - Тарифы уже повышались вдвое, сейчас вы готовите проект на увеличение еще почти в два раза. В чем смысл? Чтобы прибыльное предприятие сделать еще прибыльнее и тем самым “посадить” авиакомпании? Ведь это в конце концов ляжет на пассажиров! Мы тоже не сможем терпеть убытки - мы вынуждены будем поднимать тарифы на перевозки. Если раньше доля “Казаэронавигации” в себестоимости наших услуг составляла 2,5 процента, то сейчас она будет 6,5 процента! Раньше доля навигации составляла 250 тенге в каждом билете, станет - 1500 тенге! Это весомая цифра. А в целом для нашей компании это дополнительные 1,3 млрд. тенге, которые мы должны будем вам заплатить. Да это же стоимость одного самолета! И нам придется или вам платить, или самим развиваться. Целесообразно ли вообще поднимать тарифы два раза за полгода?
Однако у Марата Дауталиева свои аргументы:
- Мы говорим не о том, чтобы повысить тарифы, а о том, чтобы привести их к законодательному уровню. Необходимо обеспечить хотя бы себестоимость наших затрат.
- Если “Казаэронавигация” из года в год в прибылях, зачем тогда увеличивать тариф на международные направления, да еще и так значительно? - задал вопрос главный специалист “Эйр Астаны” по правительственным и законодательным вопросам Евгений АКСЕНОВ.
И снова нашелся ответ у РГП: цену вроде как решили уравнять с тарифами для иностранных авиакомпаний, чтобы для них не было дискриминации.
В “Эйр Астане” продолжали недоумевать: авиакомпания увеличивает число рейсов, открывает новые направления и всегда приносит “Казаэронавигации” гарантированное увеличение дохода. Если в 2003 году нацперевозчик пополнил бюджет диспетчеров на 240 млн. тенге, то в 2011 году - уже на 1,3 млрд. тенге. В других странах никто так не поступает с партнерами. Тем более с такими крупными, утверждают в “Эйр Астане”.
- На 70 процентов расходы “Казаэронавигации” компенсировали мы! - заявил старший вице-президент по правительственным, законодательным вопросам и безопасности авиакомпании “Эйр Астана” Ербол ОСПАНОВ.
- Я думаю, это не “Эйр Астана”, а потребители! - парировал Марат Дауталиев, еще раз подтверждая мысль, что аппетиты “Казаэронавигации” приходится удовлетворять в первую очередь... простым пассажирам!
Завершая диалог, Евгений Аксенов и Айдар Кашкарбаев с сожалением констатировали: в 2011 году в два раза подорожало авиатопливо, услуги аэропортов очень высоки, и если еще и за навигацию придется отстегивать сумасшедшие деньги, авиакомпании будут вынуждены сокращать неприбыльные маршруты, закрывать недоходные рейсы. Или повышать стоимость билетов...
Удовлетворит ли заявку “Казаэронавигации” АРЕМ, мы узнаем совсем скоро.
Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана
P.S. Покидая зал совещаний, зампред АРЕМа Анатолий Шкарупа обратился к присутствовавшим представителям СМИ: “Не делайте однобоких вещей, делайте объективно... С двух сторон, с трех сторон... Я понимаю, что “Эйр Астана” платит деньги...”. Не судите по себе, господин чиновник!