“Рамштайн” отдыхает...
У Нуржана ТОЙШИ в активе два технических, два экономических образования и... создание электродомбры. Того самого инструмента, который, по мнению Нуржана, выведет на мировую сцену древние этнические мотивы в современном звучании. И это будет так круто, что “Рамштайн” позавидует.
У Нуржана были правильные детство и юность. В детстве он играл на домбре (его даже как-то по телевизору показывали). А в юности он, что называется, в полный рост заболел рок-музыкой. Болел-болел, пока с удивлением не обнаружил, что самые крутые приемчики рок-гитаристов до странности схожи с манерой исполнения на домбре. Вот тогда Нуржан и решил сделать электродомбру, чтобы уж сыграть так сыграть!
- Вообще домбра - древний евразийский инструмент, его подобие есть у многих народов, и даже балалайка - его дальняя родственница. Но акустический инструмент звучит глуховато и подходит скорее для камерного исполнения: за столом, в небольшой компании. Как это всегда и происходило. Если же его перенести на большую сцену, он теряется. Тем более когда добавляют другие инструменты, особенно роковые, эстрадные. Мастерство музыкантов-домбристов потрясающее, а продемонстрировать его на мировом музыкальном рынке сложно.
Сначала я пытался в Алматы сделать электродомбру, но у нас нет специалистов, способных выполнить такую работу, так что первый эксперимент был неудачный. Тогда я нашел мастерскую в Москве и там для меня сделали три инструмента - ритм, соло и бас. Дальше проще - нашел трех профессиональных музыкантов и вместе с ними создал группу “Алдаспан”.
- Они не были шокированы?
- Поначалу да. Но когда опробовали инструменты, увидели, какие возможности у электродомбры, то были в восторге. Ребята уже 15 лет посвятили этому, казалось бы, простому инструменту: “одна палка - два струна”, но все равно продолжают учиться и открывать что-то новое. Правда, в отличие от меня они без трепета выходят на сцену, а я всегда очень переживаю. Но вот за что я спокоен - нам есть что предложить. Мы хотим, чтобы музыкальный материал, который оказался сейчас очень современным, нашел распространение в мире, стал популярен, как китайские палочки для еды. Мы же все ищем что-то свое, уникальное, а оно есть, просто надо видеть и пользоваться этим.
- Как серьезные музыканты отнеслись к электродомбре?
- Даже в консерватории нам сказали, что это прекрасное подспорье в популяризации народной музыки. Наши знаменитые домбристы - Сакен ТУРЕСПЕКОВ, Бекболат ТЛЕУХАН - пробовали инструменты и были очень довольны. Когда я создавал группу, у меня была задача не внести изменения в народную музыку, а показать мировому мейнстриму, что у нас очень много музыки, которую можно использовать в роке. Причем бесплатно, потому что авторских прав на эти произведения не существует. А богатства огромные: мы уже сделали альбом совершенно безбашенного треш-металла, альбом в блюзовой манере с использованием казахской манеры игры перебором. Есть и прорывной альбом, где семи из восьми кюев больше века от роду, а они звучат так актуально, словно вчера были написаны. Так что задумок уже лет на шесть вперед точно есть. Меня удивило только одно - количество зависти в профессиональной среде. У меня свой серьезный бизнес, я не вращался до этого в творческой среде и был удивлен, насколько ревностно здесь люди относятся к чужому успеху.
- Чем докажете, что электродомбра - это реально крутой ход, а не очередная отработка темы самоидентификации?
- Первый альбом мы записали в Москве и послали материал на общедоступный американский чарт. Там в день отправки по голосованию слушателей заняли второе место, в недельном - пятое. Нам чуть больше года, а мы уже заявлены как фишка фестиваля “Спирит оф тенгри”.
Конечно, сейчас вкус публики формируют средства массовой информации. И если за рубежом государство и спонсоры тратят огромные деньги на то, чтобы продемонстрировать все-таки широкую палитру жанров, у нас процветает поп-музыка. Но мы донкихоты, будем рубиться до конца: с домброй наперевес - и на мельницы!
- Чем разбавляете крутую музыку - девочки на подтанцовке, шаманские костюмы, шоу?
- Ничем. Мы принципиально выходим на сцену в повседневной одежде. Дело в том, что в Казахстане идет крен в популярную музыку, а значит, считается, что если в материале есть элемент фольклора, надо напяливать на себя национальный костюм, если эстрада - то придумать что-то очень броское. Подчас сценическая одежда занимает артистов едва ли не больше музыки. И это при том, что подавляющее большинство музыкантов могут предложить публике низкопробное копирование уже имеющегося в мировой музыкальной копилке. Может быть, стоит больше работать над музыкальным контентом, а не над сценическим образом? Поэтому мы решили о костюмах забыть, а сосредоточиться на живом исполнении. К тому же, если ты расфуфыренный, как Леди Гага, то трудно говорить о близости к народу.
- Какой будет ваша следующая фишка?
- В любой народной музыке можно найти современное зерно - где-то тексты, которые о вечном, важном, где-то манера (например, рэп имеет очень много схожего с певческой традицией казахов). Но я уверен, что ни в одном жанре казахская словесная традиция не раскрывается так, как в роке, ведь тюрко-кипчакская музыка и песни предназначены для прослушивания, а не для танцев. У меня есть любимая книга российского этнографа Радлова, которому, кстати, большой поклон от всех тюрков. Он записал огромное количество песен степных народов. Так вот, недавно я открыл для себя такую категорию, как песни боевиков. Например, Махамбет, который известен как вечный бунтарь, недовольный союзом с царской Россией, политикой хана Жангира. В мировом металле иногда используют текст, где прямо смакуются какие-то кровавые, чуть ли не садистские подробности. Примерно рядом лежащие тексты я нашел у Махамбета. Что-то вроде “Я сел на коня, ногу пробила стрела, сапог наполнился кровью, а жить охота”. Или “Мы часто ели мясо любого, кто имел примесь крови калмыка”. Из этих древних текстов со зверской начинкой мы хотели сделать конкретный тяжеляк в казахской народной манере. Я уверяю вас, “Рамштайн” будет нервно курить в стороне. Они так органичны во многом за счет удачного сочетания немецкого языка с роковой музыкой. Ну что же, посмотрим, что получится у нас!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото из архива Нуржана ТОЙШИ