7136

Язык до Киева не доведёт

Виталий КЛИЧКО:
С властью, против которой проголосовало две трети населения страны, у меня не может быть ничего общего

Не знающий спортивных поражений профессиональный боксер одержал крупную политическую победу. После недавних парламентских выборов его партия УДАР (Украинский демократический альянс за реформы) при определенном стечении обстоятельств может играть едва ли не решающую роль в политике Незалежной. А тут еще Владимир КЛИЧКО в боксерском поединке с поляком Мариушем ВАХОМ отстоял все возможные титулы, которыми обладают знаменитые братья. Об источниках и составных частях своей победы политик Виталий КЛИЧКО рассказывает в эксклюзивном интервью газете “Время”.

- Виталий, тебя, наверное, тошнит от банальных параллелей “спорт - политика”, “атака - УДАР”, “ринг - Рада” и т.п., которые любят проводить журналисты, комментируя твой не­ожиданный для многих триумф в недавно завершившейся электоральной кампании. И все-таки, что повлияло на предпочтение избирателей - твое брендовое имя или предвыборная программа Украинского демократического альянса за реформы?
- Не буду кривить душой - известность сыграла свою положительную роль. Однако совершенно не решающую. В Украине слишком много примеров того, что имя и известность не являются гарантией успеха в политике.
Думаю, в случае УДАРа выстрелило все сразу: и программа, и команда, и избирательная стратегия, и ожидания общества. Мы не лгали, не обещали золотых гор. Мы честно говорили о проблемах и предлагали пути их решения. Мы говорили напрямую с людьми во время предвыборных туров. И нам поверили.

- Вероятно, у социологов твоей команды есть разнообразная статистика. Какие социальные группы представлены в электорате Виталия Кличко?
- Более половины наших избирателей - это люди до 40 лет. В большинстве своем наши сторонники имеют высшее или незаконченное высшее образование. Это люди из всех регионов Украины. Показательно: впервые украинская партия получила сопоставимый результат как на западе, так и в центре, и на востоке страны.
Поэтому мы можем сказать, что мы партия будущего. Партия, которая смогла объединить избирателей разных регионов Украины.

- Комментируя предвыборную кампанию твоей партии, некоторые российские эксперты сосредоточились на поиске популистских ноток в агитации УДАРа. Во-первых, на тебя обрушились с критикой за известное заявление о статусе русского языка на Украине. Во-вторых, утверждали, что на западе страны ты агитировал не в пользу русскоговорящего населения, а на востоке, в Крыму и Севастополе, напротив, критиковал национал-радикалов и выступал за сближение с Россией. Что на это скажешь?
- Это откровенная неправда. Во время избирательной кампании мы принципиально не лгали, не обходили острые углы.
Во Львове и Донецке, Киеве и Севастополе мы говорили одно и то же: и об экономике, и о политике.
Дело в том, что вопрос языка для украинского избирателя - согласно социологическим исследованиям - находится на 34-м месте в списке приоритетов. Во главе угла - проблемы экономики, роста цен, безработицы, нарушения прав человека. Людям именно эти темы были близки и вызывали у них интерес.
И об отношениях с Россией мы везде говорили одно и то же - мы за дружбу с Москвой, за равноправные партнерские отношения. И это утверждение одинаково положительно воспринималось и на востоке, и на западе Украины.
Но каждый человек имеет право на собственное мнение и на то, чтобы его выражать. Однако совершенно необязательно это мнение комментировать. В Украине к нашей политической силе тоже отношение не всегда однозначное - среди политиков преимущественно. Связано это с тем, что мы практически начали обновление политической элиты. Старые политики этого боятся и пытаются противостоять этому неизбежному процессу.

- На мой взгляд, многие эксперты в своих попытках классифицировать современные политические партии попадают впросак, поскольку оказываются не в силах выйти из терминологических и смыс­ловых дебрей прошлого века. Сегодня классические понятия “либерализм”, “национализм”, “авторитаризм” и т. д. несут уже не ту нагрузку. За что же - простыми словами - выступает УДАР и как партия себя позиционирует, учитывая твое заявление о предстоящем альянсе с либеральной (как ее называют) “Батькивщиной” и национал-радикальной (по популярной классификации) “Свободой”?
- Сегодня в Украине действительно различного рода “измы” носят достаточно условный характер. Главное - отношение к коррумпированному авторитарному режиму ЯНУКОВИЧА. Либо “за”, либо “против”. Третьего не дано.
Что касается УДАРа, то мы выступаем за установление в Украине европейских стандартов - в политике, экономике, правовой системе.
Это означает принципиальное изменение отношений между государством и гражданином: государство не должно контролировать все и вся, не должно решать, что можно, а что нельзя. Это порождает тотальную коррупцию.
Необходимо ограничить функции государства до разумных пределов, а гражданам дать эффективный механизм контроля чиновников. Только такой подход позволит раз и навсегда изменить жизнь в Украине к лучшему.

- Ты интернационалист, что называется, по жизни. Родился в Киргизии, детство провел у нас, в Казахстане, живешь на Украине, тренируешься в Германии, к тому же - русскоговорящий политик. Проблема статуса русского языка как средства межнационального общения актуальна на всем постсоветском пространстве. В Казахстане, к примеру, для ряда общественных деятелей сам по себе “язык” - уже не средство общения, а инструмент ведения политической агитации, влияния на определенную часть населения страны. Твое заявление о статусе русского языка - знак патриотически настроенному электорату, что ты не космополит, или один из приемов атаки на Януковича?
- В Украине вопрос языка до предела политизирован. Я уже говорил, что согласно социологическим исследованиям он находится на 34-м месте в списке приоритетов украинских граждан. И его постоянно инициируют те политические силы, которым больше нечего предложить своим избирателям.
Вот и Партия регионов, которая буквально провалила экономическую политику, решила снова “сыграть в язык”, чтобы отвлечь граждан от проблем в стране, от своих ошибок и неудач, от тотальной коррупции и безнаказанности высших чиновников.
Кроме этого закон о языке был принят с просто вызывающими нарушения­ми. Это был очень опасный прецедент. Поэтому и последовала такая волна протестов по стране. И мы не могли остаться в стороне, поскольку была грубо нарушена Конституция Украины, ее законы.

- Каковы дальнейшие планы и перспективы? Очевидно, тебя не устроит, к примеру, предложение возглавить Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины. Или я не прав? Насколько в таком случае перспективны ваши совместные усилия по импичменту Януковича?
- С действующей властью у нас не может быть ничего общего. Поэтому ни о каких долж­ностях в правительстве или других органах власти не может быть и речи. Мы серьезно настроены на работу в Верховной раде. У нас есть законопроекты, есть союзники.
Нашей первой задачей в парламенте будет контроль за тем, чтобы там беспрекословно соблюдались Конституция и законы Украины. Тогда Верховная рада снова станет законодательной ветвью власти и влияние Януковича значительно уменьшится. Парламент должен стать независимым. Это позволит остановить авторитаризм и начать наступ­ление на режим - на власть, против которой проголосовало две трети населения страны.

- Помню твой душевный подъем сразу же после победы на президентских выборах блока ЮЩЕНКО - ТИМОШЕНКО. Затем наступило разочарование, и твое возвращение на профессиональный ринг многие считали едва ли не бегством из политики. Сегодня не осталось чемпионских титулов, которыми бы не обладали Виталий и Владимир Кличко, и на этом вроде бы можно ставить точку. Не поду­мываешь ли ты о президентских выборах?
- Я не согласен с утверждением, что совершил бегство из политики. Наоборот, я в нее пошел именно потому, что, как и мои сограж­дане, был разочарован. Я не видел политической силы, которой мог бы доверять в полной мере, и поэтому инициировал создание УДАРа.
Что же касается президентских выборов - сегодня у нас есть серьезная профессиональная команда, есть политическая сила и доверие избирателей. Моя задача на ближайшее будущее - оправдать их доверие. Без этого нельзя думать о чем-то большем.

- Ты выступаешь за скорейшую экономическую и политическую интеграцию Украины в европейские структуры. Готова ли, на твой взгляд, Европа, испытываю­щая огромные трудности, сделать шаг навстречу Украине - даже в случае ухода с политической арены Виктора Януковича? С другой стороны, означает ли западный вектор украинской оппозиции отказ от политики сближения с постсоветскими республиками - Россией, Белоруссией, Казахстаном? В чем причины негативного отношения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству?
- Наш выбор европейской интеграции - не дань моде. Это возможность наконец построить в Украине нормальное общество, установить прозрачные правила, принять эффективные законы, которые будут работать, искоренить коррупцию, модернизировать страну. К сожалению, эти задачи в рамках Таможенного союза или ЕЭП неразрешимы. То есть, вступив в них, страна и дальше будет деградировать, а мы не можем этого допустить.
Сейчас полностью готов договор об Ассоциации с Евросоюзом, практически завершены переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС, о безвизовом режиме. Украи­на - член Европейского энергетического сообщества. Все это те шаги, которые постепенно интегрируют нас в Европу. И завтра никто не будет спрашивать, готов ли Евросоюз нас принять, это станет уже свершившимся фактом.

- Не знаю, часто ли ты вспоминаешь свое детство в Казахстане, но в нашей стране тобой гордятся и считают: на ринге и ты, и Владимир, который родился под Семипалатинском, прославили не только Украину, но и нашу республику. Есть ли, на твой взгляд, перспективы углубления сотрудничества между Казахстаном и Украиной, несмотря на европейскую ориентацию УДАРа? Кстати, в Казахстане принята и действует стратегическая программа “Путь в Европу”…
- Конечно же, я помню Казахстан. И мне очень приятно, что вы следите за моими спортивными и политическими успехами.
Что же касается сотрудничества Украины и Казахстана, то оно имеет высокий потенциал. И наша европейская ориентация этому не помешает, а наобо­рот - послужит катализатором нашего сотрудничества, позволит открыть новые возможности.
Я желаю всем читателям газеты “Время” веры в себя, в свои силы. И тогда у вас обязательно все получится. Счастья и удачи!

Пётр КАРАВАЕВ, Киев - Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее