17674

Рэпер Карандаш (Денис ГРИГОРЬЕВ): Как платить - все исчезают

Больше года московский рэпер Карандаш, в миру известный как Денис ГРИГОРЬЕВ (на снимке), живет и работает в Алматы. За это время он успел записать новый альбом, запустить в производство пять видеоклипов и сделать несколько совместных треков с казахстанскими исполнителями. О жизни в нашей стране и особенностях местного шоу-бизнеса он рассказал в интервью газете “Время”.

- Ты уже достаточно времени провел в Казахстане. Как тебе местная эстрада?
- Год назад я был уверен, что уровень казахстанской музыкальной индустрии гораздо выше. Я размышлял так: вот есть в Москве модная группа “А-Студио”. Должно быть, в Казахстане классных коллективов очень много, просто я их не знаю. На Украине, по крайней мере, так. Но потом я приехал, посмотрел, послушал... Эстрады как таковой нет. Есть профессионалы, работающие с этнической музыкой. А вся современная популярная музыка - российская и зарубежная. И хороших артистов по пальцам можно пересчитать. Основная масса - какие-то копирки с русских коллективов, исполняющие кавер-версии популярных песен. Практически ни у кого нет полноценных альбомов. Чтобы человек записал два-три альбома - такое вообще не встречается. Я не стремлюсь стать частью казахстанской эстрады. Она вообще неинтересна и нерентабельна лично для меня, потому что я неинтересен и нерентабелен для этой эстрады. Молодой слушатель все равно выбирает российский продукт. К тому же связей и друзей в местном шоу-бизнесе у меня практически нет. Моя основная работа в Алматы не связана с музыкой. Хотя дома, в Москве, меня уже воспринимают как артиста из Казахстана. Последний альбом я записал здесь, клипы снимаю в Алматы, все новости идут отсюда. Я считаю, что это здорово.

- В альбоме “Американщина-2” - в текстах “Алма-Ата решает”, “Достык - Альфараби” - и совместных работах с Луиной и актауским рэпером БигСомом чувствуется влияние Казахстана. Ты не чувствуешь, что становишься настоящим алматинским пацаном?
- Я этого не заметил, если честно. Хотя в Алматы мне работается легко. Я отпустил всех своих внутренних контролеров и цензоров, свою собственную творческую полицию. Писал как хотел. Сейчас вот слушаю то, что получилось, и понимаю: надо было сделать умнее, тоньше. Это абсолютно чистое творчество. Не думал о том, как его воспримут, понравится ли. Все-таки современную музыку надо делать немного иначе, с большим уважением к собственному слушателю. Мне люди говорят, что поп, сисек и пуканья в текстах стало многовато. Это их коробит. Я все это анализирую и делаю выводы.

- В своем Твиттере ты постоянно описываешь впечатления от концертов. Попадались там заметки и про казахстанские города…
- Я выступал в Алматы, Актобе, Караганде. В Астане, разумеется. У меня в России три концерта в месяц стабильно. А здесь три концерта в год. Конечно, это связано с тем, что я не так популярен в Казахстане. Ну и народ здесь не очень любит концерты. У меня вообще ощущение, что молодой казахстанский слушатель предпочитает бесплатные развлечения. Есть очень много коммерческих мероприятий, где вход свободный. Организаторы - сотовые компании, зубная паста, шоколадные батончики. И там собираются тысячи любителей музыки. А как только встает вопрос о том, что за билет надо платить, слушатель исчезает. Я знаю реально больших артистов, знаменитых музыкантов, которые не могут собрать зал в Алматы. Это особенность казахстанской публики. Кроме того, в Казахстане я знаю лишь одну промогруппу, которая занимается коммерческой организацией концертов. Ребята ставят задачу пригласить звезду, сделать концерт и получить прибыль. Все остальные промогруппы работают ради корпоративов и тоев, ориентированы исключительно на богатых клиентов.

- Часто ли тебя приглашали выступить на тое - когда ты что-то читаешь со сцены, а люди вокруг едят и выпивают?
- Один раз выступал. Хотя предлагали чаще. Я всегда с уважением отношусь к публике, и неважно, танцует зритель или сидит, кушает или подпевает. Я отдаю себе отчет, что я артист. Моя профессия - развлекать людей, а не строить из себя звезду.

- Казахстанские исполнители жалуются, что их раскрутке мешает телевидение: ни один клип на нашем ТВ бесплатно не показывают. Как ты относишься к коммерческой ротации?
- На мой взгляд, платная ротация клипов - это мошенничество по отношению к зрителю. Получается, это уже не музыкальный канал, а магазин на диване. Кто там поет, обращали внимание? Чьи-то дочери, жены, любовницы, которые захотели стать певицами. Я снял в Казахстане пять клипов. И мне ребята-клипмейкеры говорили, что основной объем их работы - чьи-то пассии, пожелавшие попасть в эфир музыкального канала. Вот из них и лепят певиц. Лет через 10-12 казахстанские каналы начнут крутить нормальную музыку. А пока правила игры таковы - все только за деньги. Это смешно, глупо и стыдно. И самое плохое - никто этого не скрывает.

- Благодаря вашим совместным работам многие узнали, что в Казахстане есть яркая певица Луина и очень качественный рэпер БигСом. Другие таланты тебе встречались?
- Конечно. Есть, например, Da Guda Jazz, “Бухар Жырау” - очень неплохие ребята, самобытные коллективы, творчество которых мне не близко, но уважение к ним огромное. К сожалению, все они сейчас находятся на стадии вложения капитала. То есть с музыки еще не зарабатывают, а вкладывают в нее. Я вижу, что у Луины большой потенциал и очень грамотный продюсер Жомарт СУЛЕЙМЕНОВ. Но они тоже больше вкладывают, чем получают. Через два-три года у них все будет шикарно. Мне лично очень приятно, что в моем новом альбоме есть и Луина, и БигСом. Ребята пытаются производить свой, именно свой, уникальный продукт. Ведь многие музыканты на казахстанской эстраде исполняют каверы известных песен. Просто засилье кавер-версий. Иногда доходит до крайностей. Я был свидетелем, как один известный казахстанский исполнитель спел под фонограмму чужой хит, чужую песню, понимаете? И нисколько не смутился. Выдавать чужое творчество за свое - это совсем за гранью добра и зла.

- Музыкальный портал Rap.ru уже анонсировал твое возвращение в Москву в октябре этого года. На дворе ноябрь, а ты все еще в Алматы.
- Да, я действительно собирался вернуться. Мне очень хорошо в Алматы в первую очередь из-за людей, которые меня окружают. Казахи очень гостеприимный и открытый народ. Проездом с гастролями недавно посетил Москву. Не был там месяца два и обратил внимание, насколько там все-таки люди угрюмые. Поэтому моей семье очень нравится Алматы. Жена и сын попросили остаться здесь хотя бы до конца года. Потом будем решать. Мне комфортно в Казахстане, и я здесь востребован. Но у меня ощущение, что я как будто в отпуске, а в это время в Москве происходит что-то важное, и я это пропускаю. Поэтому обязательно туда вернусь.

- Будет ли перед отъездом организован твой большой концерт в Алматы?
- Не думаю. Скорее всего, нет. Я сам не занимаюсь концертами. И не вижу, чтобы кто-нибудь был заинтересован в проведении такого мероприятия. Разве что за организацию возьмется зубная паста или сотовая связь.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из личного архива Дениса ГРИГОРЬЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть