Студент признался незаметно
Восемнадцатилетний Арман ГАЛИЕВ (на снимке), приехавший в Астану за высшим образованием, даже в самых плохих мыслях не предполагал, что так драматично прервется на втором курсе его отличная учеба. Он оказался втянутым в преступную группировку и по обвинению казахстанской Фемиды из свидетеля превратился в организатора разбойного нападения.
Арман был гордостью школы в родном поселке Карабалык Костанайской области. На протяжении всех 11 лет показывал отличные результаты в учебе, о чем говорят его многочисленные похвальные грамоты и награды. На ЕНТ Арман набрал высшие баллы, затем приехал в стольный град и поступил в Высшую школу экономики и бизнеса КазГЮУ. Весьма прилежный и способный юноша даже не подозревал, к чему приведет его случайное знакомство с 25-26-летними парнями. К нам в редакцию обратилась его мать Гульжан ГАЛИЕВА. Убитая горем женщина рассказала, как ее сына осудили на 8 лет колонии строгого режима.
- Арман, будучи обеспеченным юношей с собственной двухкомнатной квартирой в Астане и машиной BMW, сразу попал в поле зрения Руслана АБИЛОВА и Дулата КАРАШИНА, которые старше его на 6-7 лет. С ними его познакомил старшекурсник КазГЮУ Диас ОРНОВ. Молодые люди, пользуясь тем, что Арман младше и слабее их, ездили на его автомобиле, ночевали в его квартире, брали у него деньги, - рассказывает Гульжан Галиева.
В тот злополучный день - 26 октября 2010 года - Абилов и Карашин предложили Арману участвовать в угоне дорогого автомобиля BMW X 6 старшекурсника КазГЮУ Тимура ИКСАНГАЛИЕВА. Арман поначалу отказался, но под давлением все-таки разузнал, где живет владелец запримеченной злоумышленниками машины. Абилов и Карашин воплотили свой замысел в ночь на 28 октября: напали на Иксангалиева, избили, забрали ценные вещи, ключи от машины, которую впоследствии угнали. Как рассказывает Гульжан Галиева, через семь часов после преступления они позвонили Арману и сообщили о содеянном, а после начали слать ему угрожающие эсэмески. Арман не на шутку испугался, что хоть и косвенно, но принял участие в преступлении. Поэтому отключил сотовый телефон и 29 октября уехал домой к родителям. Рассказал все отцу, и тот посоветовал ему обратиться в полицию, что Арман и сделал: 9 ноября 2010 года, вернувшись в Астану, он подал заявление в Сарыаркинское УВД об угоне машины. В результате парень помог оперативникам выйти на след Абилова и Карашина, которых задержали 12 и 14 ноября соответственно.
Факт обращения Галиева в полицию подтверждает оперуполномоченный Сарыаркинского УВД Е. АЯГАНОВ в своем рапорте на имя начальника этой райполиции столицы. В верхнем левом углу рапорта Аяганова стоит виза руководства на внесение данной информации в книгу учета заявлений, а в нижней части рапорта - штамп КУЗ № 15420 от 09.11.2010 г. - все, как полагается. Есть также уведомление следователя УВД района Сарыарка А. ОСПАНОВОЙ начальнику отдела штаба управления о том, что КУЗ № 15420 приобщен к уголовному делу. Однако заявление Армана в УВД не было подшито к делу и, следовательно, не было учтено при предъявлении ему обвинения.
С ноября 2010-го по февраль 2011 года Арман фигурировал в деле как свидетель. Но на четвертом месяце следствия ситуация кардинально меняется: Галиев превращается в подозреваемого. Этому предшествовало письмо заместителя городского прокурора Е. ДОСАНОВА прокурору Сарыаркинского района Н. СУИНДИКОВУ о необходимости проверить причастность Галиева к преступлению. Досанов призывает “провести дополнительное следствие и в случае получения результатов, опровергающих алиби Галиева, незамедлительно принять меры по его задержанию, привлечению в качестве обвиняемого по статье 179 УК и избрать меру в виде ареста”.
Следствие вышло на г-на А. ХАЙДАРОВА - одного из жителей дома, в котором проживал потерпевший Иксангалиев, и тот дает показания, что в октябре 2010 года из окна своего дома видел машину марки BMW с государственным номером Р 007 (автомобиль Армана Галиева), из которой выходили трое парней азиатской национальности, которые “вели себя подозрительно”.
- Заявлений Хайдарова и некоего Агзамова, который сообщил, что “…где-то зимой ему позвонил Галиев Арман и попросил показать объездную дорогу через таможню в сторону Российской Федерации”, хватило, чтобы моего сына арестовали, - говорит Гульжан Галиева. - 29-30 октября 2010 года, когда проходил поквартирный опрос всех жителей дома, в котором жил потерпевший, Хайдарова не было. Почему он так внезапно появляется в списке в феврале и вдруг вспоминает, что три месяца назад из своего окна видел машину BMW? Ладно, он вспомнил марку, но какой феноменальной памятью нужно обладать, чтобы по истечении трех месяцев вспомнить номер машины!
30 мая 2011 года специализированный межрайонный суд по уголовным делам Астаны приговорил Армана Галиева по статьям 28 ч. 3 и 179 ч.3 УК к 8 годам лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества. “В конце октября 2010 года Орнов Д., Галиев А., Абилов Р. и Карашин Д. поехали в университет, где, находясь на парковке, Галиев, указав на автомашину марки BMW X 6, предложил ее угнать, на что Абилов и Карашин, подумав некоторое время, дали свое согласие, так как нуждались в деньгах и боялись, что в случае отказа Галиев при помощи своих связей расправится с ними”, - говорится в обвинительном заключении. Роль Армана Галиева как организатора данного преступления заключалась в том, чтобы узнать адрес Иксангалиева, а затем сбыть украденный автомобиль за 30 тысяч долларов. А заявление Армана в полицию следователь Б. АУМЕТКАЛИЕВ расценил как “попытку уйти от ответственности”.
- Зачем Арману, у которого есть собственная неплохая машина и квартира, искать дополнительные деньги, когда он в них не нуждался? - недоумевает Гульжан Галиева. - Умный парень, у которого стоит цель получить образование, никогда не станет искать приключения на свою голову, понимая неотвратимость последствий. Да и как 19-летний мальчишка может расправиться с двумя “громилами”, которые старше и сильнее его?
Родители Армана обжаловали решение суда в апелляционной инстанции, но она оставила приговор в силе. Единственное, что им сейчас дает надежду на справедливость, - это направленные в Верховный суд ходатайства Абилова и Карашина, осужденных тоже на 8 лет. В них парни признают, что... “изначально вынуждены были оговорить Галиева, потому что им было предложено сотрудничество с органами полиции”.
Любопытно, что за Армана ходатайствовала даже потерпевшая сторона. Адвокат Тимура Иксангалиева обратилась в суд с просьбой переквалифицировать действия Галиева на статью 364 УК “недонесение о преступлении” и, соответственно, назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы.
Доведенные до отчаяния родители Армана сейчас дожидаются, когда кассационная инстанция назначит судебное заседание, и надеются на справедливость казахстанской Фемиды.
Лэйла БАСАРОВА, фото из архива Армана ГАЛИЕВА, Астана