7637

Владислав КОСАРЕВ: IPO - хорошая идея, если её не превратят в дуриловку!

У него неоднозначная репутация. С одной стороны, его обвиняют в расколе некогда единой партии казахстанских коммунистов. С другой - отдают должное: именно ему удалось завести “красных” в приоткрывшуюся после многолетней монополии “Нур Отана” дверь парламента. Сам лидер КНПК Владислав КОСАРЕВ (на снимке), как всегда, оптимистичен: мол, коммунисты еще покажут себя!

- Владислав Борисович, ваша партия уже почти год присутствует в парламенте. Когда простые люди смогут увидеть плоды вашей работы в мажилисе?
- Я не хочу сказать, что всего мы в парламенте достигли. Те цели, которые мы поставили в предвыборной программе, рассчитаны не на короткое время.

- Ну а все-таки сколько времени нужно партии, чтобы можно было увидеть реальные плоды ее работы?
- Мы рассчитывали на долгое время, потому что согласовывали это с программой партии, а она рассчитана на установление народовластия, чтобы в представительных органах власти были простые люди, а не буржуазные слои. Мы уже сейчас добиваемся национализации энергетического сектора, горнодобывающей промышленности, базовых отраслей экономики. Пытаемся добиться решения проблемы трудоустройства молодежи, окончившей вузы. Нам это пока тоже не удалось, но поскольку это направление принимается сейчас партией власти, оно найдет свое разрешение.

- Хорошо, так и запишем: народные коммунисты идут в фарватере “Нур Отана”!
- Сейчас наша установка на социальную защиту людей совпадает с теми направлениями, о которых говорил глава государства. Например, об обществе всеобщего труда. Нам удалось найти взаимопонимание с представителями партии “Нур Отан” и партии “Ак жол”, которые наши требования воспринимают как вполне реальные.

- Общество всеобщего труда, говорите? Когда-то у коммунистов был свой ответ на то, как этого добиться, - лозунг “Кто не работает, тот не ест”. Что вы можете предложить сейчас?
- Занятость как фактор благосостояния населения. Это мы написали в постановлении бюро ЦК еще в 2008 году. На одного человека, работающего в сфере материального производства, приходится 11 иждивенцев - пенсионеров, студентов, дошкольников, людей, занятых в сфере услуг, и военных. В советское время в Казахстане на 1000 работающих в сфере материального производства приходилось 840 иждивенцев. Тогда рабочие могли обеспечить, например, высокий уровень пенсии. А сейчас иностранные инвесторы отгребают себе сверхприбыли. Да, мы поддерживаем государство в том, что все должны работать. Но рабочий человек не должен испытывать гнета работодателей. Плоды труда должны распределяться равномерно между теми, кто владеет средствами производства, и теми, кто участвует в производстве материальных благ. Особенно в тех случаях, когда речь идет о добыче природных ресурсов, которые по Конституции принадлежат народу. Надо, чтобы рабочий мог видеть не только свою зарплату в цифрах, но и долю в объеме произведенной продукции, которая ему должна принадлежать. После приватизации в начале 90-х, когда через акции бывшая государственная собственность перешла к частникам, оказалось, что не все они могут этим управлять. Поэтому часть прозводства у нас разрушилась, и многие люди остались без работы. И до сих пор многие работу найти не могут.

- А как народный коммунист Косарев относится к “Народному IPO”?
- Я думаю, это хорошая идея, но только в том случае, если не будет никакого обмана. Если IPO в среднем будет давать менее 10 процентов годовых, то люди поймут, что их обманули: ведь многие банки дают больше. А если IPO будет, подобно пенсионным фондам, давать два процента годовых - это уже дуриловка!

- Работой каких министерств и ведомств вы недовольны больше всего?
- Я крайне недоволен работой Министерства сельского хозяйства. Мы вскрыли большой пласт негативного отношения к земле, когда бедные люди отдали олигархам свою землю и оказались обманутыми, не получив взамен ни кормов, ни фуража. Село от этого только беднеет. Мы подняли этот вопрос, Минсельхоз там присутствовал, провели по постановлению правительства ревизию земельных ресурсов.
Кроме того, я крайне недоволен Министерством экономического развития и торговли. Оно думает о том, чтобы скорее вступить в ВТО. А развитие экономики считает второстепенной задачей.

- Если сравнивать “Нур Отан” и КПСС - в чью пользу сравнение?
- Компартия была самостоятельной политической организацией, которая формировала власть. А “Нур Отан” - партия, которую сформировала и использует власть. “Нур Отан” с первых дней едет на плечах акимов.

- Вашу партию многие считают марионеточной. Вам есть что возразить?
- Став депутатом, я часто слышу вопросы: “Ну что же вы там сидите? Вот вас, коммунистов, в мажилисе семеро. Мы ждем, ждем, когда вы пенсию нам поднимете, что-то еще...”. Это потребительское отношение к политике!

- А разве эти ожидания не правомерны?
- Правомерны, но… Я считаю, что надо нам помогать, поддерживать, наши идеи распространять среди населения. А критиковать и долбить легче всего…

- Многие считают, что присутствие КНПК и “Ак жола” в парламенте - не более чем политическая декорация. Что вы об этом думаете?
- В какой-то мере это правда. Но нас, коммунистов, всего семеро.

- А сколько вам хотелось бы?
- Я хотел бы работать так, чтобы люди отдали нам миллион голосов - в два раза больше, чем на прошлых выборах. Тогда у нас было бы 15 мест.

- Сравнительно недавно вы громко и категорично выступали против иностранных НПО. Почему?
- Протестная сила вся уходит в НПО, а политические партии работают параллельно. Но люди должны опираться не на НПО, а на политические партии и профсоюзы.

- А как же благотворительные неправительственные организации?
- А почему бы не заниматься благотворительностью политическим партиям? Любая политическая партия будет заниматься благотворительностью так же, как и НПО. И мы занимаемся благотворительностью.

- Вы же понимаете, что благотворительность и политика - вещи разные...
- Это разные вещи, но лицо политической партии выражается в том, как она относится к разным категориям граждан.

- Каким вы видите будущее КНПК?
- Я вижу, что партия должна устояться в обществе и вступить в борьбу за места в представительных органах власти. Мы стремимся к созданию народной республики.

- Вы имеете в виду коммунизм?
- Я не имею в виду коммунизм, я имею в виду народную республику, где власть принадлежит народу - его избранникам в органах власти.

- Вы сказали, что ваша цель - построение народной респуб­лики. Партии уже 7 лет. Что вы сделали за это время для достижения цели?
- Партия сейчас строит свои ряды. У нас сторонников на сегодня полмиллиона человек. Если бы меня спросили в 2004 году, когда это будет, я бы сказал: через 10 лет. А сегодня я говорю: когда все люди поймут, к чему надо стремиться и что надо для этого делать.

- И что же надо делать?
- Надо участвовать в политической деятельности, хотя бы голосовать на выборах. У нас на выборы идет только каждый второй. То есть полстраны - это пассивная масса! Кроме того, западная идеология старается насадить в нашем обществе маргинальные настроения: всеобщее неверие, равнодушие к политике и потребительство. С такими настроениями нам надо бороться.

- Вы достаточно возрастной политик. Что заставляет вас в вашем возрасте продолжать заниматься этим делом?
- А что вы хотите мне предложить? Старик, иди к себе на лавочку и там шамкай со своими соседями!
Пока есть силы, я буду работать. Покинут силы - сяду на лавочку, как вы того хотите.

Сергей КИМ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы - Астана

Поделиться
Класснуть