11237

Каша следствия

Regina probationum, или царица доказательств, - так в римском праве называли признание человеком своей вины, после которого считались излишними все иные доказательства, улики и дальнейшие следственные действия. Такого железного правила в советское время придерживался прокурор СССР Андрей ВЫШИНСКИЙ. В современной системе права профессиональные юристы считают: если человек заявляет, что совершил преступление, его признание необходимо проверить. Однако в описанном ниже случае следствие и суд почему-то решили, что явка с повинной - отнюдь не аргумент.

Ранним утром 23 июня 2009 года в дом Каипа КУРБАНБАЕВА в Медеуском районе Алматы ворвались, согласно заявлению потерпевшего, трое неизвестных в масках. Связав и избив хозяев, они требовали много денег и драгоценностей, но улов оказался хилым, и, прихватив попавшиеся на глаза мобильные телефоны и немного тенге, злоумышленники ретировались. Пострадавшие обратились в полицию. Оперативники выйти по горячим следам на тропу налетчиков не смогли, и 30 июня того года расследование дела было приостановлено “в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых”.
Но спустя год и четыре месяца (!) производство по делу было во­зобновлено: Каип Курбанбаев неожиданно вспомнил, кто ограбил его дом, и вскоре по подозрению в совершении этого преступления были задержаны Мухтарбай БАЙЖИГИТОВ, Айбол КУРЕНБАЕВ и Талгат СЕИТОВ.
За время возобновившегося следствия дело обросло новыми криминальными подробностями. В результате оно все-таки дошло до суда вопреки протестам адвокатов.
Прежде всего, утверждали тогда и настаивают на этом сейчас осужденные и их защита, у всех у них есть алиби. Байжигитов и Куренбаев в ночь на 23 июня были дома, что подтверждают их родные. А Сеитов  ту ночь и вовсе провел в реанимационном отделении инфекционной больницы рядом со смертельно больным новорожденным сыном…

Наряду с этим много вопросов вызывали обстоятельства “проявления” украденного в доме Курбанбаевых одного из мобильных телефонов. Аппарат изъяли еще в ноябре 2009 года в Шымкенте (!) у местного жителя, который сообщил, что купил его у своего знакомого Улана ЕРИМБЕТОВА, а тот, в свою очередь, заявил, что якобы приобрел его на Зеленом базаре в Алматы. Следователи, возмущались защитники и родственники обвиняемых, просто поверили им на слово, не удосужившись проверить эти показания!
Адвокаты обращают внимание и на такое довольно примечательное обстоятельство. В период следствия дело об ограблении Курбанбаевых полицейские объединили с делом о налете на еще один дом, полагая, что эти нападения совершили одни и те же лица. Однако причастность Байжигитова, Куренбаева и Сеитова ко второму преступлению доказать не удалось.
Суд первой инстанции на фоне этих и других нестыковок и сомнений несколько раз возвращал дело на дополнительное расследование, и все же, как бы там ни было, 3 июля 2012 года специализированный межрайонный суд по уголовным делам Алматы приговорил каждого из троих - Байжигитова, Куренбаева и Сеитова - к восьми годам лишения свободы с конфискацией имущества, признав их виновными в ограб­лении дома Каипа Курбанбаева.

А спустя два месяца случилось невероятное: в этом нападении сознались… тот самый Улан Еримбетов и его земляки - Абдуманап АБДРАСОВ и Айдархан БАЙКЕНЖЕЕВ, написавшие явки с повинной. Свои признательные показания эта троица дала, уже будучи за колючей проволокой учреждения ИЧ 167/3 в Шымкенте! Оказывается, еще в марте этого года они были осуждены за аналогичные преступления в Южно-Казахстанской области. Все их разбойные нападения в том регионе и - что примечательно - на дом Курбанбаева имеют схожие черты: в ночных налетах участвовали трое в масках и белых строительных перчатках, они связывали потерпевших пластиковыми хомутами, избивали металлическими трубами и палками и т.д.
Однако следователи, допросив Каипа Курбанбаева, твердо заявившего, что на него напали совершенно другие люди, отказали в возбуждении уголовного дела по факту явки с повинной. Не обратила на это обстоятельство никакого внимания и прокуратура. Не вняла доводам адвоката осужденных на 8 лет Байжигитова, Куренбаева и Сеитова и апелляционная коллегия Алматинского горсуда, поддержавшая решение суда первой инстанции.

Между прочим, перед рассмот­рением апелляции этого дела в Алматинский горсуд за подписью супруги одного из осужденных, Мухтарбая Байжигитова, Альфии БАЙЖИГИТОВОЙ, пришло письмо, в котором автор послания утверждает, что якобы за отправку дела на дополнительное расследование глава Фемиды южной столицы Мейрамбек ТАЙМЕРДЕНОВ получил взятку в размере 100 000 долларов, но слова не сдержал. Разразился скандал, и Альфия, заявившая, что не имеет к этому письму никакого отношения, а подпись под ним подделана, написала заявление в прокуратуру и полицию. Она уверена: эта кляуза  - дело рук потерпевших, пытающихся таким образом настроить судей против осужденных.
Альфия Байжигитова объясняет зигзаги следствия очень просто: ее муж и Каип Курбанбаев повздорили на почве совместного с его племянником бизнеса.
- Насколько мне известно, Курбанбаев что-то не поделил со своим племянником и стал вымогать у него деньги, - говорит женщина. - Мухтарбай возмутился, и через несколько дней Курбанбаев пошел в полицию и заявил, что вспомнил нападавших. Наши адвокаты подали кассационную жалобу, в ближайшее время состоится ее рассмотрение. Мы надеемся, что хоть на этот раз суд обратит внимание на явки с повинной, написанные Еримбетовым, Абдрасовым и Байкенжеевым.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть