22811

Детская неожиданность

В Южном Казахстане врачи вдруг обнаружили ВИЧ у подростка, лечившегося от воспаления легких и астмы

“Чтобы уйти от ответственности, наши врачи готовы не только облить меня и мужа грязью, но и подправить историю болезни моего ребенка. Сын столько лет не вылезал из больниц, и никому из докторов даже не пришло в голову проверить его на ВИЧ. Только сейчас выяснилось, что еще в пятилетнем возрасте он был инфицирован нашими доблестными медиками вирусом иммунодефицита!” С этой тирады начала наш разговор Гульнара АХМЕТОВА. Сразу отмечу: это имя вымышленное, женщина попросила не называть свою настоящую фамилию и имя сына. Она не хочет, чтобы ее ребенок испытал унижения и гонения, которым сегодня в Южном Казахстане подвергаются многие ВИЧ-инфицированные дети.

Искандер появился на свет раньше срока, был очень слабым.
- Все говорили: не жилец, а он вопреки всему цеплялся за жизнь и выкарабкался, потому что характер у него сильный, - вспоминает Гульнара. - Он и сейчас, несмотря на свою немощь, настоящий боец…
О том, что у ребенка ВИЧ, Гульнара узнала на днях. И не от врачей, а от самого Искандера. Это произошло после того, как подросток в очередной раз попал в реанимацию с сильнейшим воспалением легких и приступом астмы.
Врачи вытащили подростка буквально с того света. Гульнара молилась на людей в белых халатах. До тех пор, пока не поговорила с Искандером.
- Он мне рассказал, что в реанимации прочитал бумаги, случайно оставленные врачом на тумбочке, - рассказывает Гульнара. - В своей истории болезни он и разглядел это страшное слово - “ВИЧ”. Сын спросил у медсестры, верить ли написанному, - та подтвердила его опасения. По словам Искандера, между собой врачи говорили, что, скорее всего, его заразили страшной инфекцией много лет назад, когда он проходил лечение в областной детской больнице.
Осенью 2005 года у пятилетнего Искандера медики диагностировали бронхопневмонию и отправили в реанимацию, где мальчику делали переливание крови. Именно в этой больнице в 2005-2006 годах случилось массовое внутрибольничное заражение ВИЧ нескольких десятков маленьких пациентов. Впрочем, экспертами было выявлено в регионе еще несколько очагов заражения, где в результате медицинской халатности вирус иммунодефицита человека попал в кровь 78 детей, из которых 8 впоследствии умерли.
- Мы начали массовый, тотальный скрининг детей во всех стационарах и поликлиниках области, включая районы, - отчитывался в ноябре 2006 года на одном из заседаний областного штаба по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции тогдашний начальник облздрава Вячеслав ДУДНИК. - Благодаря скринингу выявляются дети, заразившиеся в 2005-2006 годах. Скорее всего, в ходе скрининга число выявленных ВИЧ-инфицированных детей будет расти.
Главный врач области, увы, оказался пророком: по результатам скрининга количество детей, ставших жертвами внутрибольничного заражения ВИЧ, вскоре возрастет до 149.
В октябре 2007 года руководитель центральноазиатского офиса международной организации CDC Михаил ФАВОРОВ на основе статистическо-математических расчетов высказал предположение, что в регионе во время внутрибольничной вспышки ВИЧ могли заразиться до 180 детишек.

И вот прошло пять лет. На сегодняшний день в Южном Казахстане, по данным областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом, выявлено 229 детей с ВИЧ-статусом. 11 из тех, кто подцепил вирус во время внутрибольничной вспышки, уже умерли, а один малыш усыновлен иностранцами и вывезен за пределы Казахстана.
Впрочем, родители Искандера пока не получили от медиков конкретного ответа на вопрос, как их мальчик был инфицирован и кто в том виноват.
- После услышанного от Искандера я попыталась обстоятельно поговорить с врачами, но они стали на меня наезжать, - продолжает Гульнара Ахметова. - Узнали, что в недавнем прошлом я занималась челночным бизнесом, и давай выспрашивать, не было ли у меня на стороне интимных связей, был ли верен мне муж, не мы ли являемся источником заражения Искандера.
ВИЧ-обследование показало, что супруги, а также двое старших братьев Искандера и их двухлетняя сестренка абсолютно здоровы.
- Тогда у них появилась другая версия, - говорит Гульнара. - Они заявили, что заразу мы привезли из Узбекистана. Действительно, в 2002 году Искандер проходил лечение в Гулистане. Анализы там сдавали и до лечения, и потом. Все было чисто. Однако только теперь, в этом году, как только у сына подтвердился тест на ВИЧ, в его медкарточке неизвестным образом появилась запись, будто в одной из клиник Узбекистана он лежал не в 2002-м, а в 2010 году! Зачем им нужна эта липа? Не для того ли, чтобы свалить на узбекских врачей всю вину и отвести от себя подозрения?
Между тем руководство СПИД-центра опровергать или подтверждать эту информацию не спешит.
- Существует несколько версий, в том числе и та, что этот мальчик заразился в 2005 году, во время ВИЧ-вспышки в регионе, - сказал заместитель главного врача СПИД-центра Кожахмет МАШИРОВ. - Сейчас идет эпидрасследование, и только по его результатам можно будет сказать что-то определенное.

А главный врач медцентра “Мать и дитя” Еркин КУЛЬМАНБЕТОВ (пока материал готовился к печати, он уволился, но, по его словам, это не связано с историей Искандера. - З.М.) сообщил:
- Подросток Ахметов поступил к нам впервые осенью этого года из областной детской больницы. Он был очень тяжелый, мы его выходили, и сегодня состояние мальчика удовлетворительное. Сейчас у него ВИЧ третьей стадии.
Руководитель общественного фонда “Защитим детей от СПИДа” Жаннета ЖАЗЫКБАЕВА считает абсурдной версию о том, что инфекция свежая и привезена в 2010 году из Узбекистана.
- За такой короткий промежуток времени ВИЧ не может так стремительно развиться! Анализы мальчика говорят, что он давно живет с этой болезнью, - утверждает Жаннета. - На протяжении последних семи лет, зная анамнез ребенка, никто не соизволил сделать качественный анализ его крови на ВИЧ! Учитывая печальный опыт Искандера, я призываю всех родителей, чьи дети проходили лечение в тот опасный период в больницах Южного Казахстана, еще раз провести тестирование детей на ВИЧ!
Жаннета Жазыкбаева намерена провести собственное расследование, рассчитывая на поддержку прокуратуры и независимых экспертов. Ведь не исключено, что оно выявит и других ребятишек, так же, как Искандер, просочившихся сквозь сито скрининга.

Между тем мать Искандера сегодня мечтает лишь о том, чтобы как можно скорее поставить сына на ноги. По ее словам, разбираться с теми, кто обрек ее ребенка на мучения, сейчас у нее нет ни сил, ни времени.
- Я не жажду мести, но я им никогда не прощу, что из-за их безразличия, халатности упущено драгоценное время и в результате болезнь так сильно запущена! - говорит Гульнара.
В настоящее время специалисты диагностируют четыре стадии ВИЧ/СПИД. Как поясняют врачи, если у человека зафиксирована третья степень ВИЧ, то вернуть его во вторую, а тем более в первую - уже невозможно…

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, zaure_mir@mail.ru, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть