31831

Ораз ЖАНДОСОВ: Слияние “Самрука” и “Казыны” было серьезной ошибкой

Задачи нового правительства складываются из старых проблем. А поскольку мы живем в соответствии с установкой, что экономика первична, то проблемы у нас - соответствующего характера. О проблемах интеграции, административной реформе, реорганизации “Самрук-Казыны” и пенсионной системе мы говорим с директором цент­ра экономического анализа “Ракурс”, в прошлом главой Нацбанка, вице-премьером и министром финансов Оразом ЖАНДОСОВЫМ.

- Ораз Алиевич, начнем с общего: премьер новый, проблемы старые. А тут еще кризисные настроения в умах... Как вы оцениваете потенциал нового правительства в этих условиях?
- От старого премьера новому осталось очень много нерешенных задач. Начнем с того, что в этом году произошло очевидное замедление роста экономики, при этом сразу хочу отметить: никакого глобального кризиса в мире нет, глобальная экономика растет достаточно быстро - 3,5 процента. А у нас... Бюджет на три года вперед достаточно консервативный, расходы на социальные нужды - солидарные пенсии и зарплаты бюджетникам - индексируются только в пределах инфляции.
Второй момент - заканчивается третий год реализации программы индустриально-инновационного развития. Сказать, что достигнут существенный прогресс, сложно. Серьезного сдвига в пользу диверсифицированной экономики не видно. Кризис в смысле внешних факторов для нас закончился в 2009 году, и ссылаться на него несерьезно.  При этом банковский сектор так и не очистили от долгов: доля неработающих кредитов на уровне конца 2009 года.
Третье - реформа системы пенсионного обеспечения.
Четвертое - сельское хозяйство, сфера, где многие структурные вопросы все еще не решены.
Пятая проблема: тема наших интеграционных инициатив - ТС и ЕЭП. Новому премьеру придется очень серьезно заниматься этими вопросами.
Еще одна большая проблема - административная реформа. Она началась 6 лет назад - с первого дня работы предыдущего премьер-министра, но мы до сих пор видим в основном только планы, а реального улучшения нет. Здесь нужно остановиться на таком аспекте: ответственность (не уголовная, а политическая) лиц, принимающих решения. Наиболее вопиющий пример - схема закапывания государственных денег, предпринятая при так называемом спасении БТА. Подобных  примеров, когда что-то было озвучено и не реализовано или когда что-то было озвучено и реализовано, но результат оказался далеким от обещанного позитивного, немало.

- В парламент сейчас внесен законопроект, призванный улучшить селекцию политических служащих...
- Примечательно, что еще в начале 2010 года был принят указ об оценке деятельности центральных государственных органов. Там была предусмотрена правильная вещь: ежегодную оценку госорганов за счет госзаказа должны были проводить выбираемые на конкурс­ной основе независимые организации - консалтинговые компании, НПО. Затем эти пункты из указа были убраны, и в 2011 и 2012 годах оценку деятельности центральных госорганов проводили сами госорганы. Результаты оценки не публикуются, как и сами отчеты. Хотя начинание было верное - надо было просто довести его до ума.

- Возвращаясь к наболевшему, вы можете дать экономическое объяснение инициативе увеличения пенсионного возраста для женщин?
- Тема улучшения пенсионного обеспечения большая. В ней есть несколько блоков, коснемся некоторых. Накопительная система, соавтором которой в 90-х был и я, на мой взгляд,  базово правильная - это наиболее сильный мотиватор к выводу из тени зарплат и к большей степени ответственности человека за свою судьбу. Но здесь существует проблема - большая часть населения получает невысокие зарплаты. Самый очевидный способ улучшить ситуацию - ввести со-взнос работодателя, 6 процентов, остающихся от социального налога, после взноса в соц­страх. Тогда суммарный взнос составит 16 процентов вместо 10 - это существенно.
Другой вопрос - эффективность управления нашими пенсионными активами. На мой взгляд, система частных пенсионных фондов в целом за 15 лет себя не оправдала. Поэтому управление должно осуществляться государственной организацией, которая частично может сама управлять активами, а частично - привлекать отечественные и иностранные организации.
Что касается возраста выхода на солидарную пенсию, то я придерживаюсь позиции, что у мужчины и женщины это должен быть примерно одинаковый возраст, устанавливаемый в соответствии со среднестатистической продолжительностью жизни в соответствующем возрасте. При этом для женщин пенсионный возраст должен корректироваться в сторону уменьшения за каждого рожденного ребенка. В среднем в Казахстане коэффициент рождаемости 2,7. Если закон установит, скажем, три года за одного ребенка, то мать троих детей начнет получать солидарную пенсию на 9 лет раньше, чем достигнет общеустановленного пенсионного возраста. Существует базовая пенсия по возрасту (демогрант), выплачиваемая вне зависимости от того, работал человек или нет. Сейчас она составляет 50 процентов от прожиточного минимума. Целесообразно поднять размер этого демогранта до прожиточного минимума, который также должен быть повышен до реального уровня.

- В октябре глава АЗК Габидулла АБДРАХИМОВ сделал заявление: деньги, зарабатываемые электростанциями за счет повышения тарифов для населения, идут на выплату миллиардных дивидендов их акционерам. Проверка выявила, что цены складываются в том числе и из расходов, не связанных с производством электроэнергии...
- Если обнаруживается, что в тарифы закладывают расходы, не связанные с производством электроэнергии, - это нарушение, за это надо наказывать. Другой вопрос - если вы прочитаете то, что говорит Электроэнергетическая ассоциация Казахстана, и то, что говорят сами владельцы электростанций, то увидите - чтобы построить новую электростанцию, тарифа недостаточно. И вопрос этот непростой. Я принципиально не согласен с мнением того же Петра СВОИКА, который считает, что сектор электрогенерации монопольный и все станции надо держать в госсобственности. Естественной монополией являются сети. Они и так практически все в собственности государства. Что касается электростанций - объективно это конкурентный сектор. Самая большая проблема - регулирующий орган у нас институционально слабый. Когда я в 2003 году завершал работу в правительстве на посту главы АРЕМ, внес предложение - пора создать отраслевой регулятор - единый госорган, охватывающий  вопросы технического регулирования, тарифов и доступа к сетям. До сих пор это не сделано...

- Была информация о предполагаемой реорганизации ФНБ “Самрук-Казына”. Как вы считаете, есть ли на то основания? И какой могла бы быть новая структура фонда?
- Только летом этого года постановлением правительства наконец была утверждена стратегия этого огромного холдинга, который, напомню, был создан в 2008 году. Она в том числе предусматривает укрепление корпоративного управления - госорганы не должны вмешиваться в вопросы управления дочерними компаниями фонда. Но недавно председателями советов директоров первой и третьей крупнейших компаний - “КазМунайГаз” и “Казатомпром” - назначены соответствующие министры... При этом, повторюсь, слияние “Самрука” и “Казыны” было ошибочным, слишком у них разные функции, и, как мы видим, сейчас эта ошибка признана - институты развития переданы в управление министерствам.
Вторая серьезнейшая ошибка - возложение на этот фонд антикризисных задач - это на несколько лет отвлекло ФНБ от своей ключевой задачи - развития индустриальных компаний, загрузив его вопросами проблемных банков. Здесь возникает вопрос об ответственности: кто это предлагал? почему? и где они сейчас работают? К сожалению, сегодня ни я, ни кто-либо другой не знает ответов…

- Сегодня уже можно оценивать промежуточные результаты в рамках экономической интеграции.
- Я много об этом говорил и сейчас повторю: объективно в условиях интеграции требования к эффективности работы нашего правительства, бизнеса и общества неизмеримо возросли, но прежде всего - правительства.  Если раньше можно было закрыться торговыми барьерами, то теперь такая возможность почти исчезла. Что касается уже принятых документов в рамках Таможенного союза, то наши позиции не были хорошо продуманы - сейчас видно, что наши товаропроизводители не могут получить тех плюсов, которые обе­щаны договорами в рамках ТС, но получают многие минусы.
Но раз уж мы вошли в ТС, правительству надо максимально эффективно работать в этих рамках с обязательным участием отечественного бизнеса - переговоры с партнерами должны быть жесткими. В этом смысле вопросы ТС и ЕЭП - это одни из ключевых вызовов для нового премьера.

- Оппозиция затевает референдум - в том числе по этому поводу (всего на всенародное обсуждение предлагается четыре вопроса - выход Казахстана из ТС и ЕЭП, возвращение в госсобственность стратегических предприятий, выборность акимов и запрещение строительства в Казахстане Международного банка ядерного топлива, а также атомных электро­станций). Как вы относитесь к этой идее?
- В целом я как человек демократических убеждений за любые референдумы. Что касается вопросов, то два из них я сформулировал бы иначе - не возвращение в госсобственность стратегических предприятий, а повышение уровня налогообложения сырьевых компаний (и который сейчас крайне низок). Только за счет этого казна может получать в два раза больше.
Что касается выхода из ТС и ЕЭП, то надо гражданам четко сказать, что предлагается взамен. Скажем, выборность акимов предполагает ясную альтернативу - их назначаемость (как это делается сейчас - с вытекающими из этого коррупцией и отсутствием обратной связи). Людям нужна ясность: откажитесь от одного - взамен получите другое.

Из досье

Ораз Алиевич Жандосов родился 26 октября 1961 года в г. Алматы. Окончил экономический факультет и аспирантуру МГУ им. Ломоносова по специальности “экономист-кибернетик”.
Работал в Институте экономики Академии наук Казахской ССР, в Высшем экономическом совете, первый заместитель председателя Национального банка РК (1993-1996), председатель Национального банка РК (1996-1998), первый заместитель премьер-министра РК - председатель Государственного комитета РК по инвестициям (1998-1999).
С января 1999 по октябрь 1999 года - заместитель премьер-министра - министр финансов РК.
С ноября 1999 по декабрь 2000 года - президент ОАО “KEGOC”, председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (2003-2004).

Зарина АХМАТОВА, Алматы, e-mail: zarina@time.kz

Поделиться
Класснуть