26441

Игры без правил

В Семее - на родине казахстанского футбола - вокруг многострадального стадиона “Спартак” разгорается новый скандал. Его директор Баянбек КУСАИНОВ (на снимке) сделал шокирующее заявление: за то что он отказался нарушать закон, городской акимат объявил ему выговор!

Еще в начале года Б. Кусаинов, одновременно руководивший в то время стадионом “Спартак” и одноименным футбольным клубом, забил тревогу (см. “Аким, не хорони стадион!”, “Время” от 2.2.2012 г.). Главный стадион города оказался на грани гибели из-за того, что игрокам не выплатили многомиллионные долги по зарплате за три года.
- Футболисты подали в суд. В результате арестовали и наше имущество, и наш расчетный счет, - пояс­нял тогда Баянбек Кусаинов. - Он у футбольного клуба и стадиона общий. Поэтому деньги, поступающие на оплату коммунальных услуг и зарплату сотрудникам стадиона, целиком уходили на погашение долгов игрокам “Спартака”…
Стадион едва дотянул до конца зимы. Его деятельность была практически полностью парализована. Топлива оставалось на несколько дней… Постановление городского акимата от 6 марта о разделении стадиона “Спартак” и футбольного клуба “Спартак” спасло положение. Став самостоятельными юридическими лицами, они начали постепенно выходить из затянувшегося кризиса. Но не прошло и года, как появилось постановление акимата о новой реорганизации от 10 сентября. На этот раз путем слияния стадиона с футбольной командой! Но только Кусаинов этому воспротивился, отказавшись подписать передаточный акт. За что и заработал от городского акимата выговор. К чему такое упрямство?
- Имущество стадиона будет оставаться в аресте до полного погашения задолженности, - поясняет он. - Пока этого не произошло, я не имею права участвовать в пере­оформлении арестованного стадиона на другое юридическое лицо. У меня есть ответ судебного исполнителя и разъяснения налогового управления по Семею о том, что если я как руководитель предприятия нарушу запрет на отчуждение имущества “Спартака”, то буду нести персональную административную и уголовную ответственность! Я подал иск в специализированный межрайонный экономический суд по Восточно-Казахстанской области о признании незаконным этого постановления. После чего получил новый шедевр акимата от 23 октября о реорганизации двух предприятий путем присоединения стадиона к команде. Новое предприятие будет называться ГКП “Спортивный клуб “Спартак”.

- Почему, по-вашему, акимат так настойчиво добивается реорганизации “Спартака”?
- Я считаю, что стадион намеренно хотят ликвидировать как отдельную юридическую единицу, чтобы впоследствии передать в частные руки. По моим подсчетам, стадион уйдет братьям Ахметовым. Младший брат является директором футбольного клуба “Спартак”. А старший брат, хозяин сети АЗС, год назад давал деньги на выплату зарплаты футболистам. Сейчас он подал в суд и выиграл! Солидарно с футбольной команды и с нас принято решение взыскать 11,5 миллиона тенге. Я думаю, что братья Ахметовы в счет долгов заберут себе. Остаточная стоимость стадиона с учетом износа - 16 миллионов тенге. Он же ветхий, старый…
- Но разве к 100-летию казахстанского футбола на стадионе не планируется капитальный ремонт?
- По ремонту так: они специально хотят передать стадион футбольной команде. Потом добьются выделения из республиканского или областного бюджета 600-700 миллионов тенге на реконструкцию стадиона. Поэтому им нужен здесь свой человек, который будет эти деньги “пасти”. Четыре раза я получаю уведомления о том, что трудовые отношения со мной могут прервать. Я обязан такие же бумажки о возможном сокращении передать своему коллективу. 27 человек оказались в подвешенном состоянии. У всех семьи, по 3-4 ребенка…

В свою очередь, замначальника городского отдела образования, физического воспитания и спорта Мурат КУРЖИКАЕВ называет все обвинения директора стадиона “Спартак” в адрес акимата абсурд­ными. Поскольку, по его словам, в присоединении стадиона “Спартак” к одноименной футбольной команде нет злого умысла:
- Футбольный клуб “Спартак” обратился к акиму города с просьбой передать им стадион “Спартак”. Это связано с тем, что команда, выступающая в первенстве страны, должна иметь свою инфраструктуру, в том числе тренировочную базу.

- Напрашивается вопрос: раз так, зачем их тогда изначально разделили?
- На тот момент таких требований не предъявлялось.

- А как вы относитесь к доводу директора стадиона “Спартак” о том, что он по закону не имел права передавать другому юридическому лицу имущество в аресте?
- Где логика? Имущество в аресте должно быть опечатано! Им нельзя пользоваться! Но он же зарабатывает на стадионе. К тому же, согласно постановлению акимата Семея о передаче стадиона команде, имущество передается со всеми обременениями, долгами. Государство же от них не отказывается!

- А как произошло, что господин Ахметов, являясь спонсором команды, дал 11,5 миллиона тенге команде… в долг? Теперь он требует вернуть их через суд. Разве нет опасности, что со временем стадион и вовсе станет его частной собственностью?
- Я не хочу никак оправдывать Ахметова. Могу точно сказать, что государство этого не позволит! ГКП - государственное предприятие, а не частная лавочка.

- Все видят, насколько сильно обветшал стадион “Спартак”. В громадные дыры между сиденьями запросто может провалиться не только ребенок (см. “Вы болейте - нам зачтется”, “Время” от 13.10.2012 г.), но даже взрос­лый человек. Почему же годами тянут с капитальным ремонтом? Согласитесь, что само собой напрашивается мысль: чиновники умышленно приурочивают реорганизацию стадиона, а значит, и смену руководства к началу его реконструкции. Значит, в этом есть какой-то умысел!
- Чтобы получить деньги на ремонт, нужна проектно-сметная документация. У нас нет полномочий, чтобы ее подготовить. По закону это может сделать только руководство предприятия. Кусаинов с 2008 года директор стадиона. Почему он так и не нашел для этого времени? Допускаю мысль, что, может, он не знает этого механизма. Видимо, другим озабочен - сохранением места! Что сказать? Когда будет создано новое предприятие, мы объявим конкурс на должность директора. Не факт, что это будет Кусаинов или Ахметов. Шанс есть у любого. Просто надо понять - это государственное предприятие. Учредитель - акимат города. Уполномоченный орган - отдел спорта. Как государственный служащий Кусаинов обязан выполнять распоряжения вышестоящего органа. А он угрожает! Но кто бы ни стал директором, трудовой коллектив не останется на улице. Все будут трудоустроены. Опять же смешно говорить, что бюджетные деньги, предназначенные на реконструкцию стадиона, утекут в чей-то карман. Есть же контролирующие органы - прокуратура, финансовая полиция!

Похоже, кто прав в этой ситуации, покажет время…

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей, тел. 87055245953, e-mail:lana_semey@mail.ru

Поделиться
Класснуть