6374

Что посеешь - то и пассив

В последнее время фигура бывшего акима Алматы и Восточно-Казахстанской области (он же экс-министр по чрезвычайным ситуациям) Виктора ХРАПУНОВА стала такой медийно-привлекательной, что некоторые социологические службы на полном серьезе проводят опросы граждан, вычисляя их отношение к “швейцарскому изгнаннику”.

И вот что интересно: простых казахстанцев мало волнует будущая судьба бывшего чиновника, зато они проявляют прямо-таки зоологический интерес к активам семьи Храпуновых. Действительно, длиннющий список особняков, земельных участков, паркингов, гаражей, офисных и торговых помещений и даже зданий детсадов в Алматы, а также компаний, зарегистрированных в Швейцарии на имя самого Виктора Вячеславовича, его жены Лейлы Калибековны и их сына Ильяса Викторовича, может стать настольной книгой для любого начинающего казнокрада.

Между тем мало кто задумывается над вопросом: а что в пассиве у бывшего акима и министра? А в пассиве, скажу я вам, у него тоже много чего.
Во-первых, потеря честного имени. С новой репутацией человека, обвиняемого на родине в уголовных преступлениях, даже в самой толерантной Швейцарии долго не протянешь. А при частых поминаниях тебя недобрым словом, за которым обиженные тобой казахстанцы в карман не полезут, можно вообще умереть от икоты.
Во-вторых, это потеря всяческой перспективы политической самореализации. Любые попытки изобразить из себя политического оппозиционера воспринимаются всерьез лишь теми, кому Храпунов платит за создание собственного имиджа, - авторами многочисленных интервью, пиар-статей и т. д., коими заполнено все виртуальное пространство. Так что, если ВикВяч и мечтает вернуться в Астану (как, впрочем, и в любую точку на карте Казах­стана) на белом коне - так это напрасные иллюзии: не видать ему здесь ни высоких должностей, ни нижайших почестей ни при каком политическом ветре.
В-третьих, это необходимость постоянно поддерживать новый имидж богатого человека щед­рыми инвестициями в экономику Швейцарии. А это неизбежно влечет за собой сокращение уже имеющихся активов. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать: список храпуновских “заводов и пароходов” через год-другой сократится на треть - а то и поболее. Кризис, он ведь и в Альпах кризис…
В-четвертых, это необходимость зарабатывать деньги в совершенно неприемлемых для бывшего “крепкого хозяйственника” условиях. Никаких тебе рейдерских захватов, ни любезных сердцу откатов, ни даже банальных конвертиков со взятками. Что ж, как говаривал старина Киплинг, запад есть запад, восток есть восток - и им не сойтись никогда…
В-пятых (а может быть, и во-первых), это утрата родины. Человек без нее - что семя в сухой земле. Можно перевезти с собой на бережок Женевского озера хоть всю родню - но родину-то не перевезешь. Даже если ты настолько богат, что готов платить за это налом.
Я могу продолжить рассказ о “Викторианских массивах”... Впрочем, пожалуй не стану. Тем более что сделать это за меня может любой не вчера родившийся казахстанец. Продолжайте, дорогие читатели!

Иван НЕПОМНЯЩИЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть