25558

Плановый завал

В ближайшие дни в Караганде начнется судебный процесс по делу двух бывших чиновников, по вине которых, по мнению следствия, рухнула многоэтажка в микрорайоне “Бесоба”. Экс-председателю государственной приемной комиссии (ГПК) Виктору ИВАНОВУ и его заместителю, начальнику отдела областного ГАСКа Даулету АЛТЫНБЕКОВУ инкриминируют злоупотребление должностными полномочиями. Обвинительное заключение за подписью руководителя следственной группы Генпрокуратуры Г. ЖИЕНБАЕВА, с которым накануне слушаний ознакомился наш корреспондент, содержит любопытные подробности скандальной истории.

Как следует из этого документа, объект возводился на авось, без проверки грунтов, без проведения каких-либо экс­пертиз, а самое главное - без надлежащего контроля. Тем не менее восемь членов государственной приемной комиссии (ГПК) поставили свои подписи в акте о приемке дома № 7 на участке 042 учетного квартала 137, который позднее получил название ЖК “Бесоба”. Большинство из подписавшихся чиновников даже не выезжали в микрорайон, некоторые подмахнули акт задним числом, а кое-кто вообще не помнит, при каких обстоятельствах оставил свой “автограф” в документе! При этом к шестерым подписантам акта у следствия претензий нет: по делу они проходят лишь в качестве свидетелей!
А вот Виктору Иванову и Даулету Алтынбекову грозит от 4 до 8 лет лишения свободы. Во-первых, за то, что недоглядели за многочисленными нарушениями, а во-вторых, по мнению следствия, у них был... свой интерес в успешной сдаче новостроек “Бесобы”.
Как теперь выясняется, Иванов, занимая в то время пост заместителя акима Караганды, не только возглавлял ГПК, но и был ответственным за выполнение плана по вводу в эксплуатацию в шахтерской столице жилья в рамках госпрограммы жилищного строительства на 2008-2010 годы. И если бы тот злополучный микрорайон “Бесоба” не сдали 29 июня 2009 года, то Карагандинская область оказалась бы в числе регионов, не выполнивших плана со всеми вытекающими отсюда оргпоследствиями. Случись такое, тогдашнего акима города Ислама ТОГАЙБАЕВА и Виктора Иванова как минимум привлекли бы к дисциплинарной ответственности. Вот что Виктор Иванов позже напишет в объяснительной на имя Серика АХМЕТОВА, в бытность того акимом Карагандинской области: “Ввиду того что необходимо было выполнять план по вводу жилья в гор. Караганде в 2009 году, устранить своевременно выявленные нарушения не представилось возможным. В 2008 году в гор. Караганде обострилась проблема дольщиков. Акимом города была поставлена задача - найти решение во избежание социальной напряженности. В 2009 году строительство дома было завершено”.

К слову, Иванов все-таки получил выговор за “Бесобу”. В материалах дела имеется ссылка на результаты внеплановой проверки ДКНБ Карагандинской области, проведенной в 2010 году по факту недобросовестного отношения к своим обязанностям председателя и членов ГПК по приемке жилого комплекса. Чекисты усмот­рели, что Иванов допустил правонарушения, создающие условия для коррупции.
Несмотря на эти обстоятельства, экс-заместитель акима шахтерской столицы виновным себя не считает.
Между тем Даулет Алтынбеков, согласно материалам дела, осматривал построенную “Бесобу”, едва выйдя с больничного. Он хоть и заметил явные “косяки” (и даже сообщил о них своему руководству!), тоже согласился подписать акт приемки здания все по той же причине - чтобы не портить положительную статистику социально-экономических показателей Карагандинской области.
Поразительно тут другое. Как этому человеку вообще поручили столь важное задание - контролировать и проверять качество жилых новостроек: ведь Алтынбеков немногим ранее трижды (!) провалил государственную аттестацию на знание законодательства. И, по идее, должен был покинуть госслужбу.
Сейчас он частично признает свою вину за “Бесобу”.
Короче говоря, следствие обвиняет двух бывших чиновников в тяжком преступлении. Но если формулировка “действовали в личных интересах” в делах, связанных с коррупцией, уже стала привычной, то мотив Иванова и Алтынбекова сыщики определили все-таки редкий: “... во что бы то ни стало выполнить государственный план по вводу жилья...”. Как говорится, эту бы энергию да в мирное русло.
К слову, потерпевшими в деле фигурируют 122 человека. Причиненный им материальный ущерб оценивается в 1 млрд. 102 млн. 876 тыс. 164 тенге. Кроме того, незапланированные расходы понес и бюджет Караганды: затраты акимата на расчистку завалов и попытку укрепить уцелевшие дома “Бесобы” составили 89 млн. 744 тыс. 219 тенге.

Тем временем заканчивается следствие и по уголовному делу в отношении еще двух теперь уже бывших чиновников, принявших в эксплуатацию дома № 5 и 6 микрорайона “Бесоба”. Несмотря на то, что они не рухнули, после обвала дома № 7 их тоже решено было снести - от греха подальше. Председателем ГПК там был экс-заместитель акима города Сергей ГРИБЕНЩИКОВ, а ГАСК представляла начальник отдела Татьяна ГУК. Им также вменяют в вину часть 4 статьи 307 УК.

Светлана ДОРОХИНА, фото автора и Сергея ПЕРХАЛЬСКОГО, Караганда

Поделиться
Класснуть