8873

Серик НОКИН, глава АДС и ЖКХ: Мы за этих субъектов не отвечаем!

Какова готовность страны к отопительному сезону? Имеет ли государство рычаги влияния на нерасторопных коммунальщиков, стараниями которых почти половина жителей Алматы полгода жили без горячей воды? Кто контролирует состояние жилых новостроек во избежание повторения ситуации с “Бесобой” в Караганде? На эти и другие вопросы наших читателей на “прямой линии” ответил председатель Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (АДС и ЖКХ) Серик НОКИН (на снимке).

Маргарита ФИЛИМОНОВА, Талдыкорган:
Недавно правительство объявило о том, что многомиллиардные долги потребителей за услуги ЖКХ будут списаны. Можете ли вы сообщить, кто и сколько задолжал? Не считаете ли вы не­справедливым списание долгов неплательщиков, при том что многие добросовестные потребители оплачивают многотысячные счета? Ведь среди них есть старики, которые последнюю пенсию отдают за коммуналку.
- На сегодняшний день задолженность потребителей по оплате коммунальных услуг (тепло, электричество, вода и водоотведение, газ) составляет 8 млрд. тенге, в том числе долги населения - 4,4 млрд. тенге, юридических лиц - 3,1 млрд. тенге. В прошлом году эта задолженность составляла 10 млрд. тенге. Снижение задолженности на сумму 1,3 млрд. тенге произошло в результате принудительного взыскания через суд. Кроме того, благодаря разъяснительной работе потребители добровольно погасили долги в размере 0,7 млрд. тенге.
Особенно хочу отметить, что никакого массового списания задолженностей злостных неплательщиков за коммунальные услуги производиться не будет. Речь идет только о безнадежных долгах.
Согласно Гражданскому кодексу срок исковой давности по обязательствам сторон составляет три года. Иски по задолженностям, сложившимся более трех лет назад, судом, как правило, отклоняются. Так вот, долги сложились в связи с тем, что граждане - потребители услуг - давно уехали из Казахстана либо это задолженности давно умерших одиноких граждан. На основании решения суда предприятия-услугодатели производят списание дебиторской задолженности на сумму отклоненных исков.
Аналогичным образом проблема списания безнадежных долгов решается и с юридическими лицами, которые де-факто уже не существуют (обанкротились, были ликвидированы), но еще числятся в базах данных коммунальных служб и органов юстиции. В данном случае списание будет производиться только в индивидуальном порядке, только по решению суда и только на просроченную, или, как говорят в народе, “бородатую”, задолженность.

Volody, Алматы:
В нашем доме, расположенном на пересечении улиц Гагарина и Жамбыла, а также во всем районе уже 3 месяца нет горячей воды, хотя в объявлении было написано, что ее не будет “до 30 сентября”. На дворе уже середина октября, холодает, а улица Кабанбай батыра по-прежнему вся перекопана. На участке всего 2-3 рабочих, а иной раз вообще никого нет. На наши вопросы “Когда работа будет закончена?” нам отвечают: “Точно не в октябре”. Нам придется замерзать, что ли? Кто контролирует весь этот вялотекущий ремонт? (Вопросов читателей аналогичного содержания на “прямую линию” поступило свыше полутора десятков. - А. А.)
- В рамках бюджетных программ акимат реализует проекты по реконструкции, строительству тепловых сетей. Поэтому действительно в ряде микрорайонов Алматы отсутствовала горячая вода.
По Закону “О естественных монополиях и регулируемых рынках” субъект естественной монополии - а ТОО “Алматинские тепловые сети” таковым является - обязан обеспечивать всеобщее обслуживание потребителей в соответствии с требованиями к качеству предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ). Государственным органом, осуществляющим мониторинг и контроль в сферах естественных монополий, в данном случае является департамент Агентства по регулированию естественных монополий по городу Алматы. Любой потребитель южной столицы вправе обжаловать в это ведомство любые действия монополиста, если они противоречат законодательству. Если же потребителя не устроит, как на его обращение отреагирует алматинский департамент, жалобу можно направить в само Агентство по регулированию естественных монополий, расположенное в Астане. Кроме того, обжаловать действия монополиста можно в судебном порядке.
Наше агентство действия субъектов естественных монополий не контролирует.

Вопрос редакции газеты “Время”:
Какова готовность страны к отопительному сезону?
- По состоянию на 8 октября из 16 регионов отопительный сезон начался в десяти: Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областях и в городе Астане.
К отопительному сезону подготовлено 3263 котельные, что составляет 99 процентов от их общего количества, 2524 километра теплотрасс, 23 тысячи 417 километров электросетей и 3245 километров сетей водоснабжения и водоотведения.
Из объектов соцкультбыта в состоянии 99-процентной готовности находятся 9829 учреждений образования, 6830 - здравоохранения, 4417 социальных объектов, 37659 жилых домов.
По данным акиматов областей, Астаны и Алматы, осталось подготовить пять котельных, работы на которых ведутся по графикам: в Атырауской области - одна котельная в поселке Балыкшы, в Южно-Казахстанской области - две котельные, в Шымкенте и Сузакском районе, в Алматы - Северо-Восточная котельная и Юго-Восточная районная котельная.
Ремонтные работы продолжаются на 33 объектах образования. В том числе в Алматы в ноябре планируется завершить работы на 31 объекте, еще два будут отремонтированы в декабре в Атырауской области. Кроме того, пока не завершены подготовительные работы на 11 объектах здравоохранения. В октябре один объект планируется подготовить в Атырауской области и четыре - в Алматы, до 20 октября работы закончатся на шести объектах в Южно-Казахстанской области.
Всего по стране не подготовлены к приему тепла из-за отсутствия паспортов готовности или актов опрессовочных работ 411 много­квартирных жилых домов, из них 178 - в Алматы, 84 - в Восточном Казахстане, 149 - в остальных регионах.

Надежда КУЧКИНА, вопрос получен по электронной почте:
Если поставщики услуг не могут вернуть долг своими силами, то необходимо обращаться к профессионалам. Почему поставщики услуг не работают с коллекторскими компаниями по взысканию своих долгов? Кто, как не коллекторская компания, лучше знает методы и подходы взыскания проблемной дебиторской задолженности?
- Да, есть такие предприятия, которые хотели бы вернуть свои долги с помощью компаний, работающих с долговыми портфелями. Тем более что сегодня коллекторские компании показали свою проф­пригодность в банковской сфере. Насколько я знаю, благодаря работе коллекторских компаний многие финансовые институты возвращают до 70 процентов своих долгов.
Совсем иная ситуация обстоит с коммунальными предприятиями. Даже при наличии обоюдного желания сотрудничества коммунальных предприятий и коллекторских компаний у последних нет заинтересованности работать вместе по причине слишком низких процентов вознаграждения (около 10 процентов от полученной суммы). К примеру, во многих банках этот процент составляет 30 и более - в зависимости от объема взыскиваемой задолженности.

Алия КУРМАНГАЛИЕВА, Астана:
В связи с печальной историей жилого комплекса “Бесоба” в Караганде исследовало ли агентство другие недавно построенные жилые комплексы во избежание повторения ситуации? Если да, то перечислите выявленные нарушения.
- Обрушение секции жилого комплекса “Бесоба” в Караганде произошло из-за грубых нарушений государственных строительных нормативов при проектировании и строительстве объекта.
В связи с этим фактом по поручению нашего агентства территориальными департаментами государственного архитектурно-строительного контроля во всех областях и городах Астане и Алматы было проведено визуальное обследование жилых комплексов и домов, принятых в эксплуатацию в последние годы. Угрозы аварийных обрушений не выявлено.
При этом отмечу, что нам как контролирующему с августа прошлого года госоргану в вопросах архитектурно-строительного контроля удалось добиться значительного ужесточения требований к компаниям-застройщикам по получению ими лицензий в январе 2012 года, когда вступили в силу изменения в законодательство об архитектурной, градостроительной, строительной деятельности и лицензировании.
Мы ввели категорийность лицензий, разделив их на три уровня. Лицензии первого уровня разрешают возводить объекты различной категории сложности, при этом компании нужно иметь опыт в этой сфере не менее десяти лет. Второй уровень дает право на выполнение работ на объектах средней сложности, а также на объектах третьей категории. В данном случае требуется опыт работы не менее пяти лет. Третья категория - это базовый уровень, который предусматривает работы на несложных объектах без требований к опыту.
Кроме того, вводится аттестация экспертов, причем этой процедуре подлежат все физические лица-эксперты, которые выполняют технический и авторский надзоры, экспертизу проектов и техническое обследование зданий, а также государственные строительные инспекторы. Эта мера позволит отсеять из экспертных рядов некомпетентных представителей, а также усилит персональную ответственность каждого эксперта.

Александра АЛЁХОВА, Фото предоставлено пресс-службой АДС и ЖКХ и Романа ЕГОРОВА, Алматы

А тем временем

Нас снова нагрели?

Алматинские тепловики в октябрьские квитанции, по которым потребители фактически оплачивают услуги за сентябрь, включили плату за непоставленное тепло.
Мы обратились за комментариями к представителю ТОО “Алматинские тепловые сети” (“АлТС”) Дине ОСПАНОВОЙ.
- Уже много лет квитанции, получаемые потребителями, формируются до 10 числа каждого месяца и включают в себя плату за тепло в том месяце, за который пришла квитанция. То есть в данном случае речь идет о плате за октябрьское отопление, - пояснила г-жа Оспанова.

- Если человек, к примеру, по свежей квитанции оплачивает с 15 сентября по 15 октября, он, получается, вносит пред­оплату за тепло? Услуга-то не оказана...
- На нашем официальном сайте этот вопрос четко разъяснен. Если в доме установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, то потребители платят по факту, а если таких приборов нет, то по квитанциям, которые формируются компанией “Алсеко”. Отопительный сезон необязательно начинается с 15 октября, как привыкли думать потребители, он начинается с принятием городским акиматом соответствующего постановления в том случае, если среднесуточная температура наружного воздуха на протяжении трех дней подряд не превышает 8 градусов тепла. Пока постановление не принято.

Между тем начальник управления энергетики и коммунального хозяйства Алматы Серик ТЮТЕБАЕВ сообщил нашему корреспонденту, что, по предварительным прогнозам, до конца недели в южной столице сохранится теплая погода.
- В Алматы отопительный сезон составляет 167 дней в году, - уточнил г-н Тютебаев. - Если по тем или иным причинам он окажется больше, то платят за это не потребители, а мы. Ремонтные работы к предстоящему отопительному сезону в основном закончены. Но есть у нас проблемные объекты. Что касается квитанций на оплату, то счет выставляется заранее, да. Но в конце отопительного сезона в случае необходимости делается перерасчет, и деньги вернем в счет других выплат по тарифам.
Кстати, недоумение вызывает не только требование со стороны тепловиков оплатить за холодные батареи, но и отсутствие во многих районах города горячей воды на протяжении 3-5 месяцев. На сайте ТОО “АлТС” еще летом был опубликован график ремонт­ных работ, где самой поздней датой подключения горячей воды значилось начало октября. Но воды в некоторых районах по-прежнему нет.

Александра АЛЁХОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее