19704

Исправленному не верить

Очередной громкий скандал в “хоргосском деле”: следователи финансовой полиции, арестовывая имущество некоторых фигурантов, беззастенчиво искажали цифры и факты. Так, выдавая желаемое за действительное, они старую дачу на шести сотках арестовали как участок в 577 гектаров. Машину, принадлежащую отцу, самовольно приписали сыну.

В распоряжении редакции оказались копии нескольких следственных документов по этому делу, в которых изложены весьма любопытные факты. Например, дачу в шесть соток (0,0577 га) в пригороде Астаны, зарегистрированную на Базаркуль АБДРАХМАНОВУ, маму одного из фигурантов - Ирлана АБДРАХМАНОВА, финполовцы арестовали как участок в 577 гектаров (!) в центре столицы. В постановлении на арест следователь финансовой полиции М. ТАЛИПБАЕВ пишет (орфо­графия сохранена): “В ходе следствия установлены имущества, в том числе и добытые преступным путем. По данным комитета дорожной полиции МВД РК за Жакаевым Оразбеком Мукатаевичем, 01.01.1945 года рождения отцом обвиняемого Жакаева Талгата Оразбековича зарегистрирован автотранспорт марки “ГАЗ 69” 1955 (видимо, речь идет о годе выпуска машины. - Авт.) земельный участок площадью 577 га расположенное по адресу: г. Астана, район “Алматы”, с/т землеустроитель ул. Центральная участок 82. В связи с чем, у следствия имеются достаточные основания полагать, что земельный участок приобретен обвиняемым Кайрбаевым Т. Н. на денежные средства, добытые заведомо преступным путем, постановил: наложить арест на земельный участок кадастровый номер
№ 21-318-134-046 площадью 577 га, зарегистрированный на Абдрахманову Базаркуль Кудайбергеновну”.
И этот документ составил, надо думать, опытный следователь - ему доверили вести “хоргосское дело”. Еще один чин из прокуратуры санк­ционировал этот арест, заверив документ гербовой печатью. Почему-то никто не обратил внимания на ряд грубых ошибок.
Первое. При чем здесь старенький “газик” отца Талгата ЖАКАЕВА (еще один фигурант уголовного дела, начальник 5-го департамента КНБ РК), если речь идет о конкретном земельном участке?
Второе. Какое отношение имеет Талгат КАЙРБАЕВ (главный подозреваемый в контрабанде товаров из Китая) к этому участку, если земля зарегистрирована на Базаркуль Абдрахманову?
Третье. Проверяли ли следователи финпола и сотрудники прокуратуры арестованное имущество с обязательным выездом на место, как это положено по закону? Тогда почему появились разногласия в их постановлениях и официальных документах.

На самом деле этот участок не 577 гектаров, как пишет следователь, а всего лишь дача на шести сотках, построенная в 1987 году, утверждает полковник запаса КНБ РК Болат АБДРАХМАНОВ, отец арестованного Ирлана. По такой же схеме арестовали квартиру, в которой Ирлан Абдрахманов жил в Астане. На самом деле жилье было выдано его отцу за 33-летнюю безупречную службу в органах КГБ-КНБ.
Тот же следователь М. Талипбаев вынес еще одно не менее любопытное постановление. На этот раз - об аресте автомобиля “Мицубиси Галант” с государственным номером Z 924 ZLM 2008 года выпуска, зарегистрированного, как уверяет следователь Талипбаев, и приобретенного Ирланом Абдрахмановым заведомо преступным путем. По такому же сценарию арестовали “Фольксваген Джетта”, номер Z 860 WEM 2005 года выпуска. Однако в редакции имеются копии техпаспортов обоих автомобилей. “Мицубиси” 2 июня 2009 года был зарегистрирован на Абдрахманова Болата Сатыбалдиевича, и с тех пор владелец не менялся. Более того, истинный владелец автомобиля заявил следствию, что после его покупки и до выхода на пенсию он ежегодно отражал наличие иномарки в декларации госслужащего. Ветеран КНБ до сих пор не может понять, каким образом следователи финансовой полиции умудрились в постановлении на арест машины изменить фактического владельца и переписать машину отца на сына.
Что же касается “Фольксвагена”, то автомобиль официально зарегистрирован на сестру Ирлана Гульмиру АБДРАХМАНОВУ, которая работала вторым секретарем посольства РК в Польше и предоставила следствию все необходимые справки. Например, о доходах, подписанную тогдашним послом А. ВОЛКОВЫМ. Если верить этому документу, то в период с 16 августа 2010 года по 12 апреля 2011 года заработная плата Гульмиры Абдрахмановой составила 24935 евро. А рыночная цена ее иномарки, оформленной 6 мая 2011 года, колеблется, в зависимости от состояния, в районе 12-14 тысяч долларов. Но ее доводы следователей финансовой полиции не убедили...
Теперь следователи межведомственной группы при Генеральной прокуратуре вынуждены расхлебывать кашу, заваренную в начале следствия финполовцами.
Тем временем в редакцию газеты пришло письмо, подписанное Ирланом Абдрахмановым. К сожалению, газетная площадь не позволяет напечатать все 11 страниц его послания, хотя там и отражено немало интересных сведений.
Как утверждает служивший до ареста начальником управления аппарата КНБ подполковник Абдрахманов, его, а также полковников Т. Жакаева и Б. КУРМАНАЛИЕВА обвиняют в создании организованного преступного сообщества.

Из письма И. Абдрахманова в редакцию:
“Изучая уголовное дело, мы не нашли ответов на следующие вопросы.
Где и когда мы пообещали Т. Кайрбаеву общее покровительство?
Что именно мы требовали взамен?
При каких обстоятельствах мы распределили роли всем членам ОПС?
Чем доказывается тесная взаимосвязь между нами?
Как мы могли гарантировать непринятие мер со стороны других правоохранительных органов?
При этом следствие противоречит такому обвинению своими же материалами, из которых следует, что Т. Кайрбаев, Б. Отарбаев в целях непринятия мер в отношении их передавали через Т. Махатова для АБЭКП и МВД еженедельные денежные вознаграждения. Тогда при чем здесь мы, сотрудники КНБ?”

Далее Ирлан Абдрахманов приводит несколько весомых доводов. По его словам, во-первых, КНБ никогда не занимался гражданскими лицами, “специализирующимися” на экономической контрабанде. Чекисты всегда работали против “крыши” контрабандистов из числа правоохранителей. В подтверждение своих слов Абдрахманов приводит
конкретные примеры.
Так, за период с 2005 по 2009 год в результате работы И. Абдрахманова и Т. Жакаева к уголовной ответственности за содействие экономической контрабанде привлечены 30 сотрудников таможни, среди которых два заместителя начальника областного департамента, 8 сотрудников полиции, 13 работников финпола, начальник управления прокуратуры, председатель комитета Министерства финансов и два руководителя налоговых органов.
Справедливости ради отметим, что все эти операции имели результат и фигуранты были осуждены к различным срокам лишения свободы, о чем подробно сообщали в СМИ, в том числе и наша газета.   
“С 2009 года я, Жакаев и Курманалиев вообще не занимались вопросами борьбы с коррупцией в околотаможенной сфере. Т. Жакаев в середине 2009 года назначен начальником 5-го департамента КНБ, который не имеет отношения к таможне и вопросам экономической контрабанды. Б. Курманалиев работал в кадровом подразделении Алматы, затем Акмолинской области, а кадровая служба оперативной работой не занимается. Я с апреля 2009 года работал в группе Генеральной прокуратуры по делу БТА банка, осенью того же года провел разработку сотрудников ДБЭКП Алматы, покровительствующих нелегальным казино, а также задокументировал факты хищений сотрудниками финпола вещественных доказательств в виде сотовых телефонов на сумму более 800 тысяч долларов США. В начале 2010 года был переведен на руководящую должность в ДКНБ по СКО, где проработал до февраля 2011 года. И только в марте прошлого года по поручению Генеральной прокуратуры мы вновь начали оперативную разработку должностных лиц, способствующих экономической контрабанде. Тогда была задокументирована деятельность Т. Махатова и руководителей ДБЭКП Алматы. Руководство Генеральной прокуратуры эти факты знает и уже получило из КНБ все материалы, но не принимает никаких мер по привлечению к ответственности задокументированных лиц. Причина в том, что если привлечь к уголовной ответственности Т. Махатова и бывших руководителей финпола Алматы, то помпезно растрезвоненное “хоргосское дело” рассыплется как карточный домик, в котором из обвиняемых 45 человек останутся единицы. А это означает, что многие руководители Генеральной прокуратуры и прокуратуры Алматы и АБЭКП сами будут привлечены к ответственности...”.

Также автор письма сообщил, что ни у него, ни у Т. Жакаева и их жен никогда не было роскошных “Лексусов”, “Мерседесов” и “Бентли”. Такие машины, как утверждает подполковник Абдрахманов, приобретались Т. Махатовым для руководства ДБЭКП Алматы. На момент ареста у И. Абдрахманова была трехкомнатная квартира его отца в столице и “Тойота-Авенсис”, приобретенная самим Абдрахмановым в кредит в одном из банков. Г-н Абдрахманов пишет, что никаких элитных вилл и коттеджей он и близкие родственники не имеют. Как не имеют и поддельных документов - иначе следствие обязательно возбудило бы еще одно уголовное дело.
Между тем полковник запаса КНБ Болат Абдрахманов написал письма в защиту своего сына на имя председателя АБЭКП Рашида ТУСУПБЕКОВА, секретаря совбеза РК Марата ТАЖИНА, председателя антикоррупционного комитета при НДП “Нур Отан” Оралбая АБДЫКАРИМОВА, генерального прокурора Асхата ДАУЛБАЕВА, в котором сообщает, что его сын за время службы в КНБ ликвидировал 15 организованных группировок, в состав которых входили высокопоставленные сотрудники правоохранительных и других государственных структур. Отставной полковник особо подчеркнул, что он и его сын присягали на верность президенту страны и эту присягу не нарушили, несмотря на масштабную дискредитацию офицеров КНБ со стороны финансовых полицейских.
Зампредседателя АБЭКП М. АХМЕТЖАНОВ в своем ответе написал, что уголовное дело находится в производстве Генеральной прокуратуры и все интересующие ответы нужно получать в надзорном ведомстве. Руководитель следственной группы ГП РК У. ПАТСАЕВ указал в своем письме, что “при проведении проверок по поступившим в ходе следствия обращениям как со стороны обвиняемых по делу Т. О. Жакаева и И. Б. Абдрахманова, так и со стороны защиты аналогичные доводы о нарушениях законности не нашли своего подтверждения. Органом уголовного преследования собраны достаточные доказательства, свидетельствующие о причастности Т. О. Жакаева и И. Б. Абдрахманова к совершению инкриминируемых преступлений”.

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы, тел.:  259-71-96, е-mail: kuchukov@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

От редакции Если верить официальному следствию, то на фигурантах “хоргосского дела”, образно выражаясь, клейма ставить негде. Однако в этом деле встречаются такие серьезные недоработки, которые не могут не вызывать сомнения в дееспособности некоторых следователей финансовой полиции и чиновников прокуратуры. Обе стороны приводят свои доводы, и каждая пытается выгородить себя. Последнюю точку в этом деле поставит открытый, всесторонний и объективный суд, а мы, в свою очередь, об этом напишем.

Поделиться
Класснуть