8439

Синдром Кассандры, или Старые песни о пенсии

Нужна ли Казахстану накопительная пенсионная система? Ответ на этот “проклятый” вопрос вчера искали участники “круглого стола”, организованного комитетом по противодействию реформе, предполагающей увеличение пенсионного возраста для женщин до 63 лет.

Круглый стол” прошел в Доме демократии в Алматы, в маленьком кабинете лидера движения “Поколение” Ирины САВОСТИНОЙ. По словам организаторов, у них не было денег на аренду нормального помещения. Тем не менее количеству пришедших журналистов могли бы позавидовать многие помпезные мероприятия, проводимые в дорогих отелях и бизнес-центрах. Более того, нашего брата оказалось даже больше, чем самих участников.
- Мы приглашали на диалоговую площадку представителей компаний “КазМунайГаз”, “Казахмыс”, “Арселлор Миттал”, Нацбанка, - сообщил активист комитета Андрей УШАКОВ. - Обратились непосредственно к премьер-министру, в министерства финансов, здравоохранения, труда и социальной защиты, в Агентство по статистике, депутатам парламента. Ответ мы получили только из Минтруда и соцзащиты.
Модератором “круглого стола” выступил журналист Сергей ЗЕЛЕПУХИН, который рассказал собравшимся об опыте Чили. Там накопительная пенсионная система, модель которой, кстати, позаимствовал Казахстан, была введена более 30 лет назад.
- Но даже при жестком авторитарном режиме Пиночета у людей был выбор: переходить к накопительной пенсионной системе либо остаться в солидарной, - сказал Сергей Зелепухин. - И как показывают последние исследования, уровень пенсий тех, кто остался в государственной солидарный системе, а это в основном военные и госслужащие, намного выше, чем у людей, которые получают пенсии из накопительных пенсионных фондов.
Следующим слово взял директор Алматинского департамента по контролю и социальной защите населения Зиядин АГИБЕТОВ, озвучивший некоторые статистические данные, согласно которым минимальная пенсия (с учетом базовой) в Казахстане на сегодняшний день составляет 26 211 тенге, максимальная - 56 047 тенге. А те, кто по каким-то причинам не выработал стаж, получают социальное пособие по возрасту в размере 8 720 тенге. Выслушав директора департамента, модератор поинтересовался: может ли казахстанский пенсионер нормально жить даже на максимальную пенсию?
- Это вопрос очень сложный, и он заслуживает того, чтобы его обсуждали, - ответил Зиядин Агибетов. - Да, сумма достаточно скромная. Но помимо пенсионных выплат мы ведь и другие выплаты осуществляем. Это различные пособия, выплаты из фондов государственного страхования. Есть адресная социальная помощь, жилищная помощь. Так что государство проявляет достаточно заботы. Но надо обсуждать вопрос о размерах выплат, увеличивать их.

Следующим спикером стал экономист Петр СВОИК, чье выступление было, пожалуй, самым эмоциональным и содержательным.
- Накопительная система не дает достаточно накоплений, - говорит он. - Это чистая арифметика: на сколько лет тебе хватит накоплений, если ты 40 лет отработал? Если учесть, что твои затраты на пенсии должны составлять примерно 60 процентов от того, что ты тратил, работая, то 4-5 лет. Но, наверное, ты не для того 40 лет корячился!.. Так что на эту накопительную пенсию нельзя прожить в принципе. Это первое. Второе - ее могут накопить только те, кто имеет официальную работу. А это госслужба или крупные компании. Все остальные туда просто “не помещаются”.
Своик объяснил, каким образом высчитывается размер пенсий.
- Поскольку мы все деньги, прежде чем отдать в кредит или на инвестиции, берем “оттуда”, то туда их и надо отдать, - сказал экономист. - И не только их, но и проценты. В прошлом году мы 26 миллиардов отдали на ранее вложенные инвестиции. То есть зашло в страну порядка 10 миллиардов, а выведено - 26. Так что денег у правительства на самом деле нет. Поэтому у нас по здравоохранению доля ВВП в процентах в два раза ниже, чем в бедных, но несырьевых странах. По образованию - та же ситуация. И по пенсиям тоже. Пенсии рассчитываются по остаточному принципу. Не по тому, сколько надо на жизнь, а по тому, сколько остается у правительства…
Кроме того, Петр Владимирович “предрек” девальвацию тенге.
- Нефть покупать не перестанут, - заявил он. - Но все финансовые накрутки “сдуются”, - то есть цена на нефть будет складываться из того, сколько стоит ее добыть, транспортировать плюс какая-то норма прибыли. Наша нефть (как и русская) самая тяжелая, дорогая, дальняя. Она в этом смысле проигрывает. Нефтяники себя-то прокормят, но перенасыщать бюджет, платежный баланс страны и хоть что-то давать пенсионерам уже не будут. Правительству придется спускать их хваленые запасы - ЗВР и Нацфонд. Но суть финансового кризиса - это как раз разрушение этих запасов. Хорошо, если хоть что-то удастся сохранить. А потом придется девальвировать тенге. Других вариантов нет. Это какое-то время поддержит на плаву экспортеров, хотя и возмутит домохозяек. На митинги пойдут уже не только “демократы”, но и женщины. А когда с девальвацией наиграются и дальше делать уже будет нечего, начнется серьезнейший экономический и политический кризис.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

ОТ РЕДАКЦИИ

Если предположить, что хотя бы малая часть мрачных “пророчеств” г-на Своика в обозримом будущем станет явью, новому премьер-министру Серику АХМЕТОВУ остается одно - застрелиться из огурца. Благо практика свидетельствует: многочисленные “кассандры” из стана “критиков режима” зачастую выдают ими желаемое за наше действительное.

Поделиться
Класснуть