13747

Премьеров бывших не бывает

Большинство из тех, кто последний год прогнозировал отставки, должны быть довольны. Золоченные таблички в кабинетах будут перебивать. Два самых весомых перемещения - назначение премьера-”долгожителя” Карима МАСИМОВА на пост главы администрации президента и вице-премьера Серика АХМЕТОВА на должность главы кабмина всколыхнули экспертное сообщество.

Досым САТПАЕВ, директор группы оценки рисков в Казахстане:

Раньше думай о Родине, а потом - о себе

- Одним из главных ресурсов внутриполитической элиты Казахстана является доступ к главе государства, и с этой точки зрения позиции премьер-министра и руководителя АП  примерно одинаковые. Разница лишь в том, что почти все премьер-министры после Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА в основном играли роль экономических менеджеров - это была установка сверху. Их основная функция была - не лезть в политику, а заниматься реализацией экономических программ. Не всегда это получалось - иногда те или иные премьер-министры попадали в политические ситуации, как тот же самый ТОКАЕВ, сам Масимов почти все свое время пребывания на посту премьера четко знал правила игры. В основном реализовывал роль экономического управленца и технократа. С этой точки зрения сейчас мы наблюдаем его перевод из сферы экономического управления в сферу политического. АП - один из ключевых органов с точки зрения реализации контроля за внутренней политикой. Действительно, здесь накопилось большое количество проблем, еще до Мусина. Рост политических, террористических рисков, увеличение протестных настроений. Понятно, что эти проблемы нужно было решать уже давно. Но один в поле не воин: многие эти проблемы были связаны с неэффективностью самого государственного аппарата, а АП является частью этого госаппарата. С точки зрения своего статусного влияния Масимов ничего не потерял - он занимает одну из ключевых позиций. С другой стороны - это минное поле. Там большое количество проблем, которые надо будет решать быстро.
И еще один важный момент - не стоит переоценивать кадровые перестановки. Они вряд ли в целом окажут большое влияние на экономическое развитие страны. Преемственность в правительстве в любом случае сохранится на уровне тех госпрограмм, которые были разработаны кабинетом Масимова. Большинство из этих программ были разработаны под контролем главы государства. И Серик Ахметов будет продолжать курс. Изменения могут быть только в деталях. Одним из серьезных испытаний для нового премьера будет вступление в ВТО, последствия которого - как отмечают некоторые эксперты - не слишком хорошо просчитаны. Казахстану здесь придется играть по более жестким интеграционным правилам. Ахметов был первым вице-премьером и принимал участие в разработке многих экономических программ. То есть здесь речь идет о преемственности в реализации этих программ. Кстати, именно их реализацию президент жестко критиковал в плане эффективности. Конечно, эти кадровые перестановки повлекут незначительное изменение некоторого баланса сил, но в целом от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Давайте исходить из того, что у президента есть свои неписаные правила:
1. Незаменимых людей нет.
2. Постоянное поддержание баланса сил внутри элиты.
3. Никто не должен чувствовать себя победителем в той или иной межэлитной борьбе.
У президента могут быть фавориты, но при этом они часто меняются. На данный момент это внутриэлитные столкновения, которые были связаны с кадровыми перестановками в Атырауской области. Все это лишь наводит на печальные мысли: наши высокопоставленные чиновники слишком много времени и ресурсов тратят на межведомственные разборки, а не на развитие страны.

Данияр АШИМБАЕВ, главный редактор биографической энциклопедии “Кто есть кто в Казахстане”

Караганда рулит!

- Премьеры добровольно у нас не уходили. Единственный случай, когда снимали премьера, которого не было в стране, - это случай с Кажегельдиным. Он прислал добровольное прошение, оно было опубликовано. Премьеры добровольно не уходят, но если их просят, они добровольно соглашаются. Самая большая проблема - “утилизация” бывших премьеров. БАЛГИМБАЕВ вернулся на прежнее место в “КазахОйл”, под ТЕРЕЩЕНКО создавали специальный фонд, под КАРАМАНОВА - должность госсоветника по региональным вопросам и т. д. Карим Масимов - достаточно близкий президенту человек, не конфликтный, на его место особо никто не претендовал, его легко можно было переместить на любой приличный пост в Астане. Здесь вопрос был не в том, куда девать Масимова, а кого назначить на место Мусина.
У нас роль премьера до прихода Масимова была более значимой. Правительство решало кучу вопросов, управляло госактивами, влияло на кадровую политику. Сейчас по сути правительство - это консультативно-совещательный орган при президенте. Масимов, в отличие от Мусина, имеет опыт работы в АП, и он представляет, как все должно функционировать. Но я бы не стал говорить о завышенных ожиданиях в связи с его переходом - это всего лишь перемещение по горизонтали.
Серик АХМЕТОВ, при всех его достоинствах и недостатках (о которых, к сожалению, мало что известно), достаточно чист. Его сложно в чем-то упрекнуть - крепкий работник, без особых внешних примет. Он - нейтрал, устраивает абсолютно всех. С НИГМАТУЛЛИНЫМ они работали вместе, с ТАСМАГАМБЕТОВЫМ, который выдвинул его в Астану, тоже нормальные отношения. Кстати, все, кто сейчас говорит о смене курса, должны помнить - Ахметов много работал в правительстве и с Масимовым первое время у него психологически сохранятся отношения “начальник - подчиненный”. Ахметов никогда не заявлял ничего такого, из чего можно сделать вывод, что он будет заниматься кардинальной сменой курса. В какой-то степени, возможно, президент видит в нем свое альтер эго, Серик Нигметович закончил завод-втуз при Карагандинском металлургическом комбинате, был секретарем комсомола того же Кармета, тоже доктор экономических наук, как и президент, уже не говоря о том, что оба являются раками по гороскопу.
Можно говорить уже сейчас о формировании новых центров власти в Астане. Прежние олигархические структуры почти развалились. Актюбинская элитная группировка уходит на вторые роли. шымкентская и жамбылская тоже утрачивают позиции. Можно говорить о возрождении карагандинского землячества в Астане.

Николай КУЗЬМИН, политог

Пришел черед политики

- В самом ближайшем времени курс экономический и политический не поменяются, поскольку курс вырабатывает президент. А правительство, АП и премьер реализуют этот курс. Исходя из того, что Карим Масимов в последние годы про­явил себя как эффективный экономический менеджер, плюс к тому президент ему безусловно доверял на 100 процентов, и когда он был помощником президента по внешней политике, и когда он работал в правительстве. Он был первым премьером, про которого президент сказал, что новый курс был разработан совместно с Каримом Масимовым. И то, что Масимов назначен на должность руководителя АП, я думаю, означает, что настал черед политики. До сих пор на первом месте была экономика, теперь политика. Я думаю, что если спросить любого казахстанца, с какими проблемами сталкивается Казах­стан в последнее время, люди назовут и маловразумительных, но пугающих исламистов, и “Аркан-Керген”, и события в Иле-Алатауском парке. Поэтому политика сегодня нуждается в форматировании больше, чем экономика. Масимов в свое время пытался привести экономику в соответствие с некими общепринятыми мировыми стандартами так, чтобы наша экономика была понятна и доступна для наших иностранных партнеров. Теперь то же самое ему предстоит сделать с политикой, чтобы никто не говорил о некоем “азиатском коварстве”. Масимов всегда привлекал экспертный ресурс, причем не взирал на долж­ности и происхождение.
Главным достоинством Серика Ахметова является то, что он выходец из Карагандинской области, а все эти люди обличены особым доверием. Как по секрету сообщают источники, именно там, в одном из доменных цехов Карметкомбината, было в свое время выковано Кольцо Всевлас­тия.... Ну, а если кроме шуток, сейчас про Ахметова говорят, что он крепкий управленец, несмотря на это, надо отметить: этот человек имеет свой собственный политический капитал. От команды в целом смены экономического и политического курса вряд ли стоит ожидать. Если при Масимове по разным причинам, но центр принятия решения сместился из АП в правительство, то теперь произойдет наоборот. И мне кажется маловероятным, чтобы новый премьер проводил коллегии с силовиками, подчиненными президенту, так же часто, как это делал Масимов.

Зарина АХМАТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть