7955

Аульный тупик

Актюбинский аул Карасу, опустевший в начале девяностых прошлого столетия, за возрождение которого местные власти рьяно взялись пять лет назад, так пока и не зацвел, не принял новых жителей. Однако его единственный житель Жетпис РШИМОВ верит в светлое будущее своей малой родины и потому настроен решительно: он заявляет, что не покинет родные места, спросит с акимов за невыполненные обещания и никому не позволит еще раз разворовать аульное добро!

Несколько лет назад карасусцы забросали письмами администрацию президента страны, акима области, различные партии, редакции газет. В них сельчане писали о некогда бурлившей жизни в Карасу, о том, как дружно жили и как в начале девяностых тогдашние местечковые бастыки разграбили поселок, тем самым вынудив его жителей покинуть родные места. Писали также о том, что, даже разъехавшись кто куда, народ не бедствует, но очень хочет вернуться на родную землю. Обещали… не болеть и не просить строительства школы, дорог, детского сада, медпункта.
- В семи километрах от Карасу расположен поселок Коктау, где есть и школа, и производство, и все остальное. Нам этого было достаточно. Но Оразбек ДАЛМАГАМБЕТОВ, тогдашний аким Хромтауского района, к которому до упразднения относился Карасу, сказал нам не шутить на серьезные темы. Мол, как мы будем без электричества, и добился строительства в нашем ауле трансформатора! И добро на заселение, конечно же, дали! Всем выделили по 25 соток земли, - вспоминает Жетпис-ага. - Идемте, я покажу вам свой дом, он у меня огромный - 120 квадратов! Кстати, он еще и с мансардой! Что толку сидеть в этом моем маленьком офисе?!

С этими словами Жетпис Ршимов направляется к незаконченным постройкам из шпал, расположенным примерно в ста метрах от его “офиса” - летнего домика. Вместе мы направляемся к аулу, точнее к тому месту, где замерли шесть мазанок.
В 2008 году я присутствовала при закладке их фундаментов. То было без преувеличения историческим событием для местных жителей. Карасу решено было возродить после пятнадцати лет забвения. Тогда сельчане, помню, закатили пышный той: каждая семья скинулась по три тысячи тенге, напекли баурсаков, зарезали двух барашков. Келинки, помешивая готовившиеся в казанах блюда, шепотом делились, кто на каком месяце беременности и какие имена дадут своим малышам - первым жителям возрожденного Карасу. Но больше всех, по словам Ршимова, радовались старики, у которых в ауле прошла вся жизнь.
Предполагалось построить 47 домов, хотя разрешили до 100. Сельчане даже названия будущим улицам придумали - решили дать имена земляков, ветеранов Великой Отечественной войны. Души людей согревали и обещания властей обеспечить поселок современными благами цивилизации, наладить инфраструктуру.
Но, увы... Сегодня пустуют и те первые шесть мазанок, которые построили сельчане.
- Я не могу спокойно говорить о своем родном поселке, - вздыхает Жетпис-ага. - В прошлом году из-за переживаний свалился с инфарктом. Да лучше бы я помер, чем вновь пережить развал родного аула!

- Почему же планам не суждено было сбыться?
- А это у хромтауских властей надо спросить! - горячится Ршимов. - Далмагамбетов недолго проработал на посту акима района. Как он ушел, никому из новеньких акимчиков ничего не нужно стало. Никто не пришел к нам, не поинтересовался, чем живем, чем можем быть полезны. Пообещали протянуть к Карасу газопровод. Но голубым топливом обеспечили лишь Коктау. Зачем давать обещания, если их не выполнять?
Зато не забывают местные власти при каждом удобном и не очень для них случае “гнобить” Ршимова за электричество. Дело доходило до неоднократных отключений, и всякий раз ага с боем добивался восстановления электроснабжения.
- Это просто издевательство! - негодует старик. - Мне акиматовские говорят: мол, ты самый дорогой в Казахстане единственный житель заброшенного аула! Мол, сидишь в степи и жжешь электричество. Можно подумать, я за него не плачу или незаконно себе провел! Пусть лучше займутся владельцами пекарни и других объектов в Коктау, которые подключились к ветке. Это электричество государство провело именно в Карасу, для его жителей, а я как раз и есть тот самый житель! И если сейчас в ауле, кроме меня, никого нет, то я не виноват, что власти не умеют свое слово держать!

- А куда подевались остальные жители?
- В каждом селе есть старейшины, активисты, если хотите. Так вот, в Карасу их роль выполняли мы: я, еще несколько аксакалов, ажешки. И даже, когда в начале девяностых мои земляки разъехались в разные стороны, мы держали друг с другом связь, и молодые приезжали к нам за советом. Но за четыре года все аксакалы отошли в мир иной. Остался один я. Молодежь, которая поначалу стала обус­траиваться здесь, видит, что в Коктау и газ есть, и школа, - и постепенно все туда переехали, несмотря на то что здесь у них есть по 25 соток. Молодые ведь нетерпеливые, они не будут сидеть и ждать, когда власти соизволят свои обещания сдержать. К тому же в Коктау активно заселяют оралманов , - говорит Жетпис-ага.

Чтобы хоть как-то заинтересовать разъехавшуюся молодежь, Ршимов идет на житейскую хитрость. Близ Карасу на берегу богатого рыбой водоема у него есть несколько гектаров плодородной земли, и старик разрешил двум жителям из Коктау посадить на ней картофель. Причем совершенно бесплатно! Кроме того, он предложил властям предоставлять оралманам, прибывающим на историческую родину по программе “Нурлы көш”, не квартиры в кредит, а безвозмездно земли в Карасу. Пусть они лучше на те деньги, что дает им государство, дома себе построят, чем 15 лет платить кредит, полагает Ршимов.
- Знаете, я часто один и тот же сон вижу: мазары рядом с Карасу... Я растолковал его так: там, где могилы, там и аул. А это значит, что Карасу возродится. Так что никуда я отсюда не уеду, назад дороги нет! - говорит Жетпис-ага.
Между тем аким Хромтауского района Аязбай УСМАНГАЛИЕВ заявляет, что ради одного человека газ в Карасу протягивать не будут.
- А что касается электричества, то по нему несем убытки, - говорит он. - Его тоже надо демонтировать! Есть поселок Коктау, там есть и свет, и газ, и все остальное. Какой смысл стараться ради одного, когда есть аулы, где по 300-400 человек проживают?! Хотя, по правде сказать, мне жаль, что так все получилось с Карасу...

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото автора, Актобе

Поделиться
Класснуть