19168

Бизнесмены в погонах

Обнародованные Генеральной прокуратурой масштабы коррупционных преступлений, в которых подозревается бывшее руководство Атырауской области, шокировали всех. Как выясняется, в течение нескольких лет предприимчивые чиновники внаглую, без всяких замудренных схем растаскивали миллиарды государственных средств.

Так, одна группа компаний на протяжении пяти лет выигрывала различные тендеры и конкурсы, общая сумма которых превысила 120 млрд. тенге, или около
1 млрд. долларов. Стратегический газопровод, обеспечивающий голубым топливом всю область, сначала построили и реконструировали, потратив почти 10 млрд. бюджетных средств, а затем продали всего за 650 млн. тенге. То есть эта сделка “принесла” государству сумму, в 15 раз меньшую, чем было затрачено на строительство трубопровода, при всем при том, что эта труба приносила миллион долларов чистой прибыли ежегодно.
По такой же формуле продавались здания различных коммунальных и государственных учреждений, в том числе и… часть областного акимата. По словам местных журналистов, “пилилось” все, что можно было, старая команда не гнушалась деньгами, выделенными на ремонт школ, даже на детском горячем питании грели руки предприимчивые чиновники.
Но невозможно оценить в денежном эквиваленте ущерб, который был нанесен государственным интересам. И неудивительно, что журналисты и наблюдатели сегодня все еще продолжают активно обсуждать аферы атырауских чиновников и аффилированных с ними предпринимателей.

Однако из общественного внимания выпал еще один достаточно показательный момент во всей этой истории: параллельно с отставкой многих высокопоставленных чиновников области от своих должностей были освобождены фактически все руководители правоохранительных и силовых органов региона. И такая масштабная чистка должна стать поводом для отдельного серьезного и обстоятельного разговора.
Да, никто из них не обвинен в коррупционных преступлениях, многие покинули свои посты по собственному желанию или были переведены на другие участки и должности. Но тот факт, что все руководители этих органов одновременно сняты и заменены другими лицами и пришлось менять целые команды, приглашая на их место кадры из других регионов и центральных аппаратов, говорит о многом. Получается, что в масштабах целой области ни одна из структур, призванных выявлять и пресекать коррупционные преступления, не видела или, того хуже, не хотела видеть, что происходит на вверенном им участке. В этом плане показателен комментарий генерального прокурора Асхата ДАУЛБАЕВА по поводу освобождения от должности прокурора Атырауской области Сайфуллы КЕМАЛОВА: “…Он проявил бездушие и малодушие. Мы констатируем отсутствие должного прокурорского надзора со стороны прокуратуры и иных правоохранительных органов”. С таким подходом нам, видимо, скоро придется вводить бездушие людей в погонах уже в ранг угрозы национальной безопасности.
Между тем о масштабах коррупции в Атырауской области говорили все. Нуротановская комиссия неоднократно указывала на невероятные масштабы коррупции в этом регионе, не раз партийцы отчитывали местных чиновников за многочисленные коррупционные нарушения и даже требовали отставки конкретных чиновников, различные СМИ делились своими материалами журналистских расследований. Да и у местных силовиков, я уверен, была информация о совершаемых в области коррупционных преступлениях. Другой вопрос, что дальше оперативной информации факты не получали должного процессуального оформления. Может, потому, что органы и структуры, призванные быть государственным оком, сами оказались втянуты во все эти аферы и авантюры? По-другому объяснить природу бездушия людей в погонах сложно...

В последнее время мы, к сожалению, как-то привыкли, что в коррупционных преступлениях помимо министров, акимов, чиновников среднего звена подозреваются и уличаются те, кому поручено бороться с такими преступлениями, и от этого становится уже страшно за страну. Если в 2010 году было зарегистрировано 331 коррупционное преступление, совершенное сотрудниками внутренних дел, прокуратуры, уголовно-исполнительной системы, финполиции, таможни, ЧС и судейского корпуса, в 2011-м - 345, то за семь месяцев этого года - уже 236 преступлений. При этом в 2010 году за коррупционные преступления были осуждены 200 сотрудников правоохранительных и силовых структур и ведомств, в 2011-м - 129, а за семь месяцев текущего года - 62. И это в период тотальной и масштабной борьбы с коррупцией!
Как правило, коррупционеров в своих рядах разоблачают не службы собственной безопас-ности, а другие структуры. По инициативе комитета уголовно-исполнительной системы, ЧС, судов за последние несколько лет не возбуждено ни одного уголовного дела, по которому был бы осужден их сотрудник, хотя в той же УИС за этот период были осуждены 55 сотрудников по обвинению в коррупционных преступлениях.
Очевидно, что помимо существующих антикоррупционных механизмов и структур необходимо подумать и над расширением общественного контроля за работой правоохранительных органов, поскольку сами они - как мы видим - уже не способны бороться с коррупцией. Тем более выявлять ее в своих рядах.

Как известно, сейчас в стране проходит внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов. Позади уже этап аттестации высшего руководства, начальников областных и региональных управлений. А между тем снятый с должности “малодушный” прокурор Атырауской области месяцем раньше успешно аттестовался, как и некоторые его коллеги в области. Спрашивается: а так ли, как следовало бы, проводится эта аттестация?

Ерлан КАРИН, Алматы

Поделиться
Класснуть