Говинда СВАМИ, координатор Общества сознания Кришны: Религию невозможно контролировать
Четыре года прошло после публикации в нашей газете интервью с координатором Общества сознания Кришны по Казахстану и Центральной Азии Бхакти Бхринга Говинда СВАМИ (см. “Элвис был мне как брат”, “Время” от 7.5.2008 г.). И вот махараджа, как его называют вайшнавы, названный брат великого певца Элвиса ПРЕСЛИ, снова посетил нашу страну после долгого перерыва.
- Вам долгое время не давали визу для въезда в Казахстан. Но наконец-то вы здесь. Каковы первые впечатления?
- Да, у меня были проблемы с получением визы в вашу страну. Но мы терпеливо прошли все этапы, так как понимали, что для казахстанских властей не составляет никакого труда выдать мне визу. Я заметил, что за время моего отсутствия местные члены Общества сознания Кришны стали более мудрыми, и меня это не может не радовать. А более всего приятно, что у членов общества в регионах республики складываются хорошие отношения с представителями местных властей. Сейчас мы проходим процедуру перерегистрации. Я очень надеюсь, что мы верно заполнили все требуемые бумаги.
- За последнее время в Казахстане появилось большое количество различных религиозных группировок экстремистского толка, в том числе и ваххабиты, произошло несколько терактов. По вашему мнению, с чем это может быть связано?
- Я убежден, что никакие духовные практики, никакие религии не должны толкать людей к противоправным действиям, жестокости, убийствам. Величайшее заблуждение, что можно достичь мира через насилие. Достаточно обратиться к истории, чтобы понять это. Лучший способ решения любой проблемы - это диалог. Если во время обсуждения компромисс не достигнут, нужно вернуться к первоначальной точке и заново начать переговоры. Вы помните, какая ужасная ситуация сложилась в 2006 году у кришнаитов в Карасайском районе Алматинской области, где местные власти сносили наши дома. Но мы стремились договориться, основываясь на взаимном уважении. И при этом мы не прибегали к каким-то крайним недостойным методам.
Зачастую люди чувствуют, что ущемляют их права - религиозные, социальные. Но нужно придерживаться моральных ценностей, уметь сдерживать свои негативные эмоции.
- Какова сейчас ситуация с земельным участком общества в Алматинской области?
- Мы продолжаем жить на ферме, и нас пока никто не трогает. Конечно, за события тех лет, за снесенные дома мы не получили никакой компенсации, ни одной копейки. Но отношения с местными властями у нас сейчас мирные, никаких жалоб в этой части у нас нет. Думаю, с 2006 года все немного “подросли”. Хотя я более чем уверен, что никто из вашего правительства не подпишет документ, позволяющий нам оформить этот участок в собственность, чтобы построить там храм.
- Вы не участвуете в съездах мировых и традиционных религий, которые проводятся в Казахстане, и тем самым, по сути, лишаетесь возможности рассказать о проблемах вайшнавов с высокой трибуны.
- Я думаю, что такие проблемы, как у кришнаитов, не решаются на таком уровне. Я участвовал в подобных крупных мероприятиях и знаю, что повестка таких форумов, как правило, заранее согласовывается, оговариваются темы для обсуждений. Но основные переговоры на таких встречах проходят во время кофе-брейков, в кулуарах. Я знаю, что на недавнем религиозном съезде в Астане была большая делегация из Индии. Поэтому не обижаюсь.
- Известно, что религиозный экстремизм поражает, как раковая опухоль, прежде всего бедные государства. Но почему он проникает и в сравнительно благополучные и даже развитые светские страны? Это следствие плохого надзора за религиозными течениями со стороны государства или же этому процессу способствует социальная неустроенность людей?
- Я думаю, это происходит в первую очередь из-за невежества, недостаточного духовного развития и образования личности.
Да, в демократических странах есть Конституция, в которой особо оговаривается, что все индивидуумы равны перед законом. И в идеале, если это правило неукоснительно соблюдается, то в такой стране всегда будет мир. Но ведь нет идеального правительства ни в одной стране, которое бы гарантированно и абсолютно защищало права каждого человека!
Расскажу такой случай. Одно время я преподавал сознание Кришны в одной демократичной стране (в данном случае не суть важно, в какой именно). Как-то мы пошли по улицам города петь “Харе Кришна”, и на нас напали ортодоксально настроенные религиозные люди, сильно избили, в том числе женщин. Тогда я отчетливо понял, что религиозный фанатизм - очень опасная болезнь для любого общества, угроза его духовности, безопасности. Не важно, какой это фанатизм - христианский, мусульманский или иудейский.
- Наверняка вы слышали о том, что у нас создано Агентство по делам религий. На ваш взгляд, так уж ли необходим Казахстану - светскому государству - такой профильный госорган?
- Любая страна сама определяет, какую политику и идеологию через какие госорганы и структуры ей проводить. И мы, Общество сознания Кришны, присутствуя в Казахстане, должны, хотим того или нет, соответствовать требованиям здешнего законодательства о религии. С другой стороны, то обстоятельство, что религиозным организациям надо в обязательном порядке получить регистрацию в госорганах, вызывает вопросы. Лично я считаю, что в этом нет никакой необходимости. Просто я не вижу в этом смысла. У людей должно быть право выбора, они должны свободно исповедовать ту религию, которую выбрали своим сердцем. Запреты и искусственные ограничения в этой чувствительной сфере ни к чему позитивному пока не приводили.
Казахстан позиционирует себя в мировом сообществе как мультикультурная страна, в которой проживают представители 120 национальностей. Страна, в которой за 20 лет практически не было конфликтов на религиозной или этнической почве. Казахстан сделал действительно многое в построении цивилизованного общества, но тем не менее он все еще остается молодой демократией. И я надеюсь, что никто на меня не обидится, если скажу, что вашей стране предстоит сделать еще много шагов в сторону полноценной демократии.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

