17521

Ракетный удар

В деле о хранении в течение 16 дней в Алматинском гражданском аэропорту шести авиационных управляемых ракет Р-27ЭР1, доставленных из Украины по заказу подведомственной Минобороны РК госкомпании по торговле оружием “Казспецэкспорт”, появился неожиданный поворот.

В день выхода нашей публикации (см. “Армейский пацифизм”, “Время” от 28.8.2012 г.) старший следователь линейного отдела полиции аэропорта Валерий ХРИСТОФОРОВ возбудил против его сотрудников уголовное дело по части 1 статьи 251 УК (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).
В постановлении следователя Христофорова говорится: “По указанию руководства АО “Международный аэропорт Алматы” ракеты были помещены на территорию грузового терминала и незаконно хранились там вплоть до 18 августа 2012 года”.
На этом основании полиция нашла в действиях сотрудников аэропорта состав преступления. Хотя еще 26 июля, то есть за неделю до доставки боеприпасов из Украины, и.о. генерального директора ГП “Казспецэкспорт” Н. ХУСАИНОВ обращался в администрацию аэропорта с просьбой обеспечить 2 августа, то есть в день доставки груза, доступ в зону разгрузки и хранения имущества своих сотрудников, - и в тот же день руководство воздушной гавани распорядилось обеспечить самовывоз груза без помещения на склад.
Но только 18 августа, после того как в ситуацию вмешалась прокуратура, боеприпасы наконец были перевезены на военные склады. Об этом нам в письме сообщил заместитель главного военного прокурора республики Бауржан МЫРЗАКЕРОВ.
Вчера мы обратились за комментариями к старшему следователю Валерию Христофорову.

- Валерий Михайлович, вы возбудили уголовное дело против сотрудников аэропорта за незаконное хранение авиационных ракет. А что, по-вашему, они должны были с ними делать, если заказчик не явился на разгрузку? - поинтересовались мы.
- Им (аэропорту. - А. А.) нужно было эти ракеты не принимать, если они не имели права хранить такие грузы.

- Но в том-то и дело, что ракеты должны были быть вывезены из-под доставившего их самолета! Или аэропорт должен был выбросить боеприпасы?
- Уголовное дело только возбуждено, мы должны квалифицировать действия каждого, кто был связан с этими ракетами. Так что пока я вам ничего больше сказать не могу. Я понимаю, если бы прокурор мне такие вопросы задавал...

- А против сотрудников “Казспецэкспорта”, которые фактически бросили ракеты в гражданском аэропорту, дело возбуждено или отвечать за эту ситуацию будут служащие аэропорта?
- Мы расследуем дело против должностных лиц аэропорта. Все, что касается военных, относится к компетенции военной полиции. Думаю, что сотрудников “Казспец­экспорта” мы тоже допросим.

В АО “Международный аэропорт Алматы” (МАА) по поводу возбуждения против его сотрудников уголовного дела недоумевают.
- Первичный запрос от перевозчика ракет - украинской авиакомпании - был сделан в Комитет гражданской авиации Минтранскома еще 20 июля. Всегда получение разрешения на прилет от иностранных авиа­компаний согласовывается с властями, - прокомментировал ситуацию вице-президент АО “МАА” Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ (на снимке).  - В данном запросе перевозчик указывает: на участке Гостомель - Алматы будет осуществлена перевозка спецгруза, включая опасный груз. К этому запросу были приложены все необходимые документы, включая сертификат конечного пользователя - Министерства обороны РК.

По словам и.о. начальника диспетчерской службы АО “МАА” Даукена ИСКАКОВА, в тот же день, 20 июля, из Комитета гражданской авиации в аэропорт приходит телеграмма: в Алматы прибудет самолет Ан-74 с целью полета - CARGO, без указания характера груза.
- Мы, естественно, отвечаем, что готовы принять самолет и обслужить его, но дополнительно просим сообщить характер и количество груза. И только 1 августа из КГА приходит телеграмма: на прибытие самолета есть разрешение Министерства иностранных дел MFA 122/011 KZN 12. В этом случае не выполнить указание властей мы не имели права.
Как сообщил газете “Время” начальник службы грузовых перевозок АО “МАА” Алик ДЖАЗЫБАЕВ,  аэропорт имеет  право на хранение любых опасных грузов, предназначенных для перевозки гражданскими воздушными судами. И эти ракеты к таковым относятся.
- Существует специальный перечень и инструкция, утвержденная в феврале прошлого года министром транспорта, -  сказал г-н Джазыбаев. - В чем наша вина, я в данный момент вообще не понимаю. 3 и 7 августа аэропорт направлял в “Казспецэкспорт” теле­граммы с требованием забрать груз со склада аэропорта. Но реакции не последовало. 3 августа, когда украинский борт с ракетами на борту прибыл в аэропорт, два сотрудника “Казспец­экспорта” были у нас, забрали документы и, сказав, что пошли на таможню, больше не появились. За грузом, как вы уже знаете, “Казспецэкспорт” вернулся больше чем через две недели, 18 августа, после таможенного декларирования.
Редакция продолжает следить за развитием событий.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее