Не моё кино
Впервые в Казахстане прошел показ отечественных короткометражных фильмов. Начинающие сценаристы и режиссеры смогли представить на суд зрителей 13 историй. После просмотра некоторым из молодых “дарований” захотелось пожелать, чтобы для них это был действительно короткий метр...
Впрочем, событию многое можно простить по той простой причине, что оно прошло у нас впервые. А тут уж, как известно, первенцу, каким бы он ни уродился, принято радоваться... Интересен и тот факт, что авторы мини-фильмов - казахстанцы, получившие образование в разных странах и городах мира: Алматы, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Варшаве, Астане, Москве, Париже. Как анонсировали организаторы, “программа показа - тринадцать произведений молодого киноискусства с собственной энергетикой и безусловным талантом”. Такие авансы, кажется, были обусловлены единственно рациональной аргументацией - билеты на показ были не бесплатными, и мы должны поддерживать отечественного производителя!
Директор киносети Бауржан ШУКЕНОВ (на снимке) перед началом показа отметил:
- Сегодня очень необычный день, сегодня на самых почетных местах в этом зале сидят молодые кинемат... - здесь спикер споткнулся. Но, улыбнувшись, продолжил: - Я думаю, их уже можно назвать молодыми кинематографистами. Давайте их поприветствуем. Надо сказать, начало 186-минутного показа изрядно подпортила первая короткометражка под названием “От Софии”. Спасибо буклетику, который раздавали перед показом, благодаря этому я смогу вам рассказать, о чем кино! Итак, цитирую: “Париж. 46-й год. Фильм-диалог между бриганденфюрером СС и его бывшей пациенткой, на которой ставились опыты”. Вообще, это не Париж. Это балкончик новомодного, дорогого, помпезного отеля в Алматы. Это хорошо выстроенная картинка. И это 30 минут, в течение которых вы можете насладиться сполна, а потом еще раз сполна “фильмом-диалогом”. В главных ролях - создатели и сценаристы Айгерим ЕРЕХАНОВА и Камилла ЛУКПАНОВА, первая отучилась в голливудской Академии кино, вторая - в университете Поля Вернена. За это девушки непременно заслуживают похвал. За все остальное - снисхождения. Вычурность и претенциозность погубили задумку. Камилла со сложным псевдонимом в титрах и мужской роли в кадре, диалоги в стиле плохого подражания КАФКЕ, еще немного - БОРХЕСУ и уж совсем неумело - Альберу КАМЮ. Пассажи типа “самое значительное, что было в моей жизни, - удаление матки без анестезии” и воспоминания о произрастающих ростках из пальца еврея... Стоило все это удовольствие ни много ни мало 500 000 тенге. Это еще не все. В немногочисленных интервью девушки уже обозначили бесперспективность “первого дивизиона” голливудских актеров и открыли свои курсы актерского мастерства в Алматы. Сейчас они ждут финансирования от “иностранных” инвесторов, для того чтобы снять полнометражную картину. Остается только надеяться на здравомыслие инвесторов и эволюционное взросление самих девушек.
Следующая за этой мини-новеллой короткометражка OFFSET от Сафара ШАКЕЕВА - это тоже фильм-диалог. Правда, диалог весьма специфичный, начинающийся и заканчивающийся мордобитием. Язык фильма - английский. У молодого человека умирает девушка, он обвиняет в возможной причастности к этой смерти своего лучшего друга. Поскольку обвинения проистекали на понятном всем нецензурном английском, у некоторых посетителей кинозала сложилось впечатление, что главные герои фильма обсуждают предыдущую работу...
Но были и качественные дебюты. Можно отметить “Командировку” Алмаса АБДИКОВА на казахском языке. Актерскую игру, простоту и человечность этой новеллы не испортило даже отсутствие хорошей картинки. Немного юмора, немного аула, немного общечеловеческой доминанты: любить - хорошо, любить в ауле - вообще прекрасно, алкоголизм порицаем, хоть и с юмором: “Балам, мен алкоголикпiн!” - рефреном восклицал главный герой. Все это дало фильму то, чего не хватает многим молодым режиссерам, - честности. Часто в погоне за высоким ускользают искренние вещи и простые истории. Кстати, базируясь именно на этих принципах, документалист Катя СУВОРОВА сняла свою короткометражку, фильм-интервью “Два велосипеда”. Супружеская пара рассказывает про задумку юности: бросить все, сбежать в мир и путешествовать всю жизнь на велосипедах. Путешествие продлилось год. Фильм был снят в 2006-м и снискал множество наград: диплом гильдии киноведов и кинокритиков XV открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии “Киношок”; Young European Award 2009 SKENA UP.
Кстати, зрителя, даже неискушенного, сложно обмануть. Живое дыхание всегда моментально порождает живой отклик. “Если бы у нас сейчас были взрослые дети, я бы снова с ними поехала”, - говорит повзрослевшая из сорвиголовы-девчонки героиня фильма прощальным аккордом. И аудитория взрывается аплодисментами. Любить - хорошо, любить честно - еще лучше.
Про некоторые вещи, попавшие в программу показа ввиду (хочется думать) неопрятной случайности, говорить вовсе не будем. Но про еще несколько работ хочется сказать: Sunshine cleaning services Олжаса БАЯЛБАЕВА. Самая лаконичная работа - секунд 20. Морской пехотинец возвращается домой и видит невесту с другим. Выстрел, разлетающиеся бокалы. Титры. Аплодисменты в зале.
“Желанный обман” Айдына САХАМАНА. Он (выходец, судя по маркерам, откуда-то из Абхазии, собирательный образ смуглого парня, который танцует лезгинку, когда больше никак не получается выразить восторг или отчаяние, и хранит на тумбочке Коран) снимает у нее комнату. Она, кажется, полячка, и комнату-то сдает, потому что одиноко и потому что хочется после рабочего дня поговорить за бокалом чая и послушать переборы аккордов на гитаре. Только он не играет. Все больше пытается заработать денег и понять, зачем она вешает распятие у его изголовья... Это попытка сблизить полярности, сбив полюса. Кажется, им никогда не сойтись... Но процесс всегда занимает... После показа молодые и даровитые, а в иных случаях просто молодые, выходили довольными. Начало большого пути. Бутылка разбита о корму. У них есть свое кино. Что ж, а мы немного подождем, когда их кино станет нашим...
Зарина АХМАТОВА, zarina@time.kz, фото автора и с сайта vkontakte.ru, Алматы

