Гани КАЛИЕВ: Воровать нечего - нет стимула
Пожар на горе Мохнатка в урочище Медео, произошедший 24 августа, в очередной раз показал, насколько слабые управленцы сидят в Министерстве сельского хозяйства Казахстана. Ведь если бы еще в прошлом году министр Асылжан МАМЫТБЕКОВ внял акиму Алматы Ахметжану ЕСИМОВУ, убеждавшему, что лесоповал необходимо убирать, если бы Минсельхоз вовремя принес премьер-министру на подпись проект постановления о выделении средств для организации уборки поваленных деревьев с помощью бизнесменов (см. “Гниет? Горит!”, “Время” от 25.8.2012 г.), если бы... Но, увы, сегодня уже ничего не изменить. Слава богу, пожар ликвидирован, и никто не пострадал. Но таких “если бы...” в работе Министерства сельского хозяйства после прихода г-на Мамытбекова накопилось уже довольно много. Единственное достижение министра - прошлогодний рекордный урожай зерна, да и тот по большей части остался гнить на полях... О том, что же сегодня происходит в сельской отрасли и Минсельхозе, почему у ведомства г-на Мамытбекова есть дублирующий орган в лице “КазАгро” и о многом другом мы побеседовали с лидером партии “Ауыл” Гани КАЛИЕВЫМ (на снимке).
- Гани Алимович, давайте начнем с пожара на Мохнатке. Практически все уверены в том, что это исключительно вина министра Мамытбекова, в чьем ведении находится Иле-Алатауский национальный парк.
- Я не хочу обсуждать действия Мамытбекова, так как уже давал ему оценку в прошлом интервью вашей газете. Мамытбеков - это не самое большое зло. Проблема - в аграрной политике. У нас чиновники в открытую говорят: если воровать нечего, то нет стимула для работы. Коррупция сегодня проникла во все сферы. Поэтому менять одного министра на другого - хрен редьки не слаще. И “стрелять” сегодня по Мамытбекову глупо, тем более в свете ожидаемых кадровых рокировок. Кроме того, роль Есимова в уборке завалов тоже немаловажна. Ведь, в конце-то концов, урочище Медео ассоциируется с городом Алматы, а не с Минсельхозом.
- Но ведь для этого необходимо финансирование, которое вовремя не было получено.
- Можно было бы найти какой-нибудь выход. Есть же в нашей стране правительство, Министерство финансов, МЧС и т.д.
- А что вы скажете про детище Минсельхоза - национальный холдинг “КазАгро”? Недавно на пост председателя совета директоров холдинга был назначен первый вице-премьер Серик АХМЕТОВ, который, как известно, далеко не аграрник. Как вы думаете, с чем это связано?
- В свое время, когда создавались фонды “Самрук-Казына” и “КазАгро”, говорилось, что это делается для того, чтобы освободить министерства от финансово-бизнесных полномочий с тем, чтобы они сосредоточили все свое внимание на управленческих функциях. Однако эти структуры, я имею в виду не министерства, а холдинги, заняв весьма удобную позицию между государством и обществом, стали, по сути, не только неуправляемыми, самообогащающимися коммерческими структурами, но и обузой для товаропроизводителей. Так, “КазАгро” - финансовый институт, осуществляющий инвестиции в сельское хозяйство за счет получаемых им почти беспроцентных бюджетных денег. Часть денег направляется в отрасль через его кредитные дочерние компании под 5-6 процентов, а оставшиеся средства размещаются в банках второго уровня под 8 процентов годовых. Банки же, в свою очередь, выдают эти деньги аграриям, но уже под 12-13 процентов. К тому же в настоящее время банки не выдают кредиты под залог сельхозугодий, как это предусмотрено Земельным кодексом. Поэтому напрашивается вопрос: не лучше ли иметь одну структуру для финансирования сельского хозяйства, каким бы являлся Агробанк? Согласитесь, это было бы логично. Наша партия неоднократно предлагала правительству создать такой институт, однако, как видите, решения по этому вопросу до сих пор нет.
Что касается вашего вопроса, то, я думаю, Ахметова назначили по традиции. Ведь и раньше на эту должность назначали исключительно первых вице-премьеров.
- Уже сегодня ясно, что нынешний год далеко не рекордный в плане урожая зерновых для Казахстана. Как это отразится на экономическом положении сельхозтоваропроизводителей, особенно средних и мелких? Многие фермерские хозяйства взяли кредиты, за которые теперь нечем платить. Правда, им дали отсрочку до декабря следующего года, ну а вдруг в 2013 году будет то же самое? Как быть тогда?
- Этот год оказался засушливым во многих странах мира: США, Евросоюзе, Австралии, России и т. д. Все это обостряет и без того актуальную продовольственную проблему в мире. В Казахстане, по прогнозам экспертов, валовой сбор зерновых составит не более 10 млн. тонн. По официальным данным, еще порядка 8 млн. тонн хранится в закромах. При нашей внутренней потребности порядка 11 млн. тонн у нас останется еще 5-6 млн. тонн на экспорт. При этом возникает проблема долгов за кредиты, которые брали крестьяне под урожай текущего года. Поэтому в интересах будущего урожая необходимо, во-первых, крестьянам возместить потери урожая за счет страховых выплат, во-вторых, пролонгировать или списать долги и обеспечить льготными кредитами.
- Россия официально вступила в ВТО. Однако там к этому событию относятся неоднозначно, особенно аграрники. Предполагается, что Казахстан в ближайшее время тоже вступит в ВТО. Как это событие отразится на нашей экономике и на аграриях? И как решаются вопросы, поставленные главой государства, по диверсификации сельского хозяйства и увеличению экспорта мяса?
- Одновременное членство в ВТО и Таможенном союзе может создать ворох проблем не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях - легкой промышленности, машиностроении и т. д. Практика вступления в ВТО Украины и Киргизии наглядно показала, к чему это может привести.
По второй части вашего вопроса отмечу, что одной из основных особенностей нашей страны является наличие около 200 млн. гектаров пастбищ. При этом более 100 млн. га не используются из-за отсутствия водопоев. В то же время, по данным водников, там имеются большие запасы подземных вод. Но нам говорят, что нет источников энергии для их извлечения. Так ведь “Казатомпром” завершает строительство заводов по выпуску солнечных панелей для производства электроэнергии. Первые десятки пилотных установок уже функционируют в стране, в том числе в Астане в новом Дворце школьников и фазановом хозяйстве, расположенном в 20 километрах от столицы.
Думаю, такие источники энергии решили бы проблему с извлечением подземных вод, что, в свою очередь, позволило бы содержать на этих 100 млн. га пастбищ до 50 миллионов голов овец и производить ежегодно около 1 миллиона тонн мяса в живой массе.
- Гани Алимович, в последнее время ситуация в Казахстане, прямо скажем, нездоровая: “Аркан-Керген”, убийство 11 человек в Иле-Алатауском национальном парке, теракты и ликвидация террористических групп... Почему депутаты парламента не прервали свои каникулы и не обсудили на экстренном заседании все произошедшее? Почему не вышли из отпуска, чтобы принять срочные меры по предотвращению подобных актов? Может быть, нашим депутатам наплевать на судьбы людей, которые их выбрали?
- Когда вы спрашиваете, почему они не прервали свой отпуск, вы забываете о гносеологии нашего так называемого парламента. Всем известно, что в нем сидят назначенцы исполнительной власти, и поэтому без команды сверху ЭТИ депутаты не могут ничего предпринять.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: ruslan@time.kz

