Внеклассное бдение
По словам замначальника управления общественной безопасности ДВД Алматы Айгуль ШОПШЕКБАЕВОЙ, благодаря введению института школьных инспекторов во многих учебных заведениях южной столицы прекратились вымогательства, грабежи и кражи. Например, в этом году подростками совершено 124 преступления (до введения школьных инспекторов эта цифра ежегодно составляла не менее 250-260 случаев). Об этом рассказала Айгуль Шопшекбаевна в ходе “прямой линии”.
- С 1 сентября 2007 года по инициативе начальника ДВД Ерлана ТУРГУМБАЕВА во всех школах города (а их 181) начали работать школьные инспекторы. Аким Алматы поддержал нашу идею профилактики подростковой преступности. С приходом инспекторов криминогенная ситуация в учебных заведениях изменилась в лучшую сторону. Кроме того, вместе с сотрудниками дорожной полиции мы проводим работу по профилактике детского травматизма. Согласитесь, когда группу школьников через дорогу переводит офицер полиции, это дисциплинирует многих участников дорожного движения.
Женолюб, вопрос прислан по электронной почте:
При каждом скандале в школах, как только дело касается уголовной ответственности, директор покрывает виновных, стараясь укрыть факты преступления. Привлекаются ли к уголовной ответственности такие руководители и есть ли конкретные факты?
- По нашим сведениям, школьными инспекторами раскрыты 33 так называемых латентных (укрытых) преступления. В настоящее время все школы города оборудованы видеокамерами, один монитор установлен в кабинете директора учебного заведения, второй - у инспектора. С помощью видеофиксации мы раскрыли ряд мелких краж и хулиганских действий. Хочу отметить, что инспектор не зависим от администрации учебного заведения и заинтересован в профилактике и раскрытии преступлений, а не в их укрывательстве.
Асем, старшеклассница:
Скажите, существуют ли нормативно-правовые акты, запрещающие девочкам старших классов ходить с распущенными или мелированными волосами и маникюром? Сами учителя ходят на уроки с ярким макияжем, нарощенными ногтями и ресницами, в обтягивающих брюках, а нам запрещают...
- Асем, такого закона нет. Существует устав школы, есть единая форма. А что касается причесок и макияжа, главное - соблюдать школьную этику. Мы тоже ходили в школу, стремились выделиться. Накраситься можете, собираясь на дискотеку или на прогулку. А вот вашим учителям хочу сказать, что они должны быть примером для подражания. Учитель - гордое звание, и ему нужно соответствовать, а не демонстрировать на уроках свои обтягивающие и просвечивающие наряды.
Зинаида АБДУРАШИТОВА, Алматы:
Я живу недалеко от Бостандыкского акимата, рядом 93-я школа. На улицах установлены предупреждающие знаки, но почему-то один знак стоит в кустах, а второй вообще установлен в арыке. Примите меры, скоро дети в школу пойдут, а движение у нас интенсивное.
- Спасибо за заботу о детях. Я записала этот вопрос и, хотя он касается дорожной полиции, а не нас, сообщу начальству. Хочу отметить, что перед началом учебного года начальник ДВД поручает дорожным полицейским еще раз обследовать все предупреждающие знаки, установленные у школ, детских садов, институтов и других учебных заведений. Зинаида, уверяю вас, если знаки стоят с нарушением, мы наведем там порядок.
Вопрос газеты “Время”:
Многие родители жалуются, что отдельные школьные инспекторы просиживают свои часы, а не занимаются профилактикой правонарушений и преступлений. Считаете ли вы работу школьных инспекторов действенной и в чем это конкретно выражается?
- Хороший вопрос. Я считаю, что мы работаем не зря. Смотрите сами: снизился рост подростковой преступности в два раза. Давайте вернемся назад лет на пять-шесть. Групповые драки между школами, массовая поножовщина, иногда до перестрелок доходило. Были поборы как со стороны администрации, так и криминалитета. Все это прекратилось. Уверена, что все инспекторы работают на совесть. Если есть конкретные факты грубости, нарушений прав ребенка со стороны школьного инспектора, звоните по телефонам 254-41-77, 254-41-78. Подтвердится факт, уверяю, такой офицер работать среди нас не будет.
Константин, Алматы:
Какие меры ваши инспекторы принимают для того, чтобы соблюдался запрет на продажу алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним? Сам видел у киоска явно несовершеннолетнюю девчонку, пиво пила из бутылки...
- Раз в месяц мы вместе с прокуратурой, налоговой службой, СМИ проводим рейды по торговым точкам. Сейчас таких фактов в крупных магазинах нет - репутация им дороже выгоды. Маленькие киоски в частном секторе продают спиртное и сигареты детям, мы с такими предпринимателями не церемонимся: через суд лишаем лицензий на реализацию алкогольной и табачной продукции, налагаем штрафы. Сам школьник, если в первый раз попался выпившим или с сигаретой, ставится на контроль школьного инспектора. Если попался еще раз - уже берется на учет.
Динара ОМАРОВА, мама двоих детей:
Ведут ли ваши школьные инспекторы информационную работу и знают ли ученики телефоны своего инспектора? И еще меня интересует: есть ли договоренность между школьными инспекторами и патрульной службой о рейдах вокруг школы, особенно в вечернее время, чтобы хоть как-то обезопасить учеников?
- В каждой школе есть кабинет инспектора. Ученики знают и контакты своего инспектора, и имя. Есть ящики доверия, куда по всем вопросам могут анонимно обращаться ученики и родители. Например, в самой большой школе 1500 учеников. Я со многими говорила на эту тему, инспектора они называют Дос-ага. Он в курсе всех событий в школе, создал отряд юных помощников полиции. Если случилось ЧП, инспектор сообщает об этом ближайшему патрульному экипажу, и тот в течение трех-четырех минут обязан прибыть на место. Недавно учительница сделала замечание выпивающей на территории школы молодежи, те в отместку разбили окно. Поступил вызов, за три минуты прибыл “Буран”, хулиганов привлекли к административной ответственности.
Вопрос газеты “Время”:
В центре города наши корреспонденты обнаружили группу бомжей с малолетними детьми. Они говорят, что давно живут в этом сквере. Ваши инспекторы знали об этом?
- Я выезжала в этот сквер. Парк, как выяснилось, частный. Пригласила владельца, председателя КСК, представителей Медеуского акимата, наших участковых из близлежащего опорного пункта № 80. Там сейчас порядок навели, а 8 участковых УВД района, ненадлежащим образом исполнявших свои прямые обязанности, наказаны.
Александра, Алматы:
Айгуль Шопшекбаевна, часто вижу на улицах попрошаек с грудными детьми, они часами стоят на перекрестках. Мимо проезжают десятки сотрудников дорожной, патрульной полиции, участковые. Никто ничего не предпринимает. Существуют ли какие-либо методы борьбы с такими попрошайками?
- Каждый сотрудник обязан обратить внимание на таких людей. Мы доставляем их в УВД районов. Если нет документов, водворяем в приемник-распределитель. Если документы есть, иностранцев выдворяем за пределы республики, своих граждан доставляем по месту жительства и пишем в местные акиматы, чтобы они посодействовали с трудоустройством. На перекрестке улиц Фурманова - Абая побирается семья из Киргизии. Депортируем их за пределы Казахстана, а на следующий день они вновь возвращаются на тот же перекресток. Возникает вопрос: как выдворенный решением суда иностранец умудрился вернуться? Над этим мы работаем с заинтересованными ведомствами.
Вопрос газеты “Время”:
Мы неоднократно писали о том, как дети, выходя из детских домов, остаются без крыши на головой. Принадлежащую им недвижимость часто мошенническим путем переоформляют предприимчивые дельцы, и вчерашний детдомовец остается один на один с проблемами. Ваши инспекторы помогают им?
- Этот вопрос на постоянном контроле. Пока ребенок не выйдет из детдома, его недвижимость арестована. Такие сведения кроме нас имеются в органах опеки, районных акиматах, прокуратуре. Ни родители-алкоголики, ни мошенники не смогут ее переоформить, передарить и т. д. Достигнет юноша или девушка 18 лет, решит, что делать дальше с недвижимостью.
Почему приняты эти меры? За время моей службы всего 10 родителей сумели одолеть “зеленого змия” и забрали своих детей из детдомов. Остальным судьба ребенка безразлична. 80 процентов родителей-алкоголиков никак не могут исправиться. К сожалению, такова действительность. Одно радует: если 10 лет назад в детдома сдавали по 160-180 детей, сейчас не более 40.
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

