6336

Нам не дано предугадать...

Девятиклассник из детского дома “Умит” Усть-Каменогорска Роман СОЛОХОВ покончил жизнь самоубийством на спортивном стадионе средней школы №42. Юноша соорудил из каната петлю и подвесил ее на баскетбольное кольцо… Почему в детском доме и в департаменте по защите прав детей не заметили склонность к суициду? Просмотрели...

Тело подростка случайно обнаружил спортсмен, занимавшийся разминкой на школьном стадионе.
- Я каждый день здесь тренируюсь, занимаюсь бегом, - рассказывает горожанин Алмаз ОРКАНОВ. - В тот вечер, как обычно, после работы пришел на школьный двор. Когда пробегал мимо баскетбольной площадки, заметил что-то большое, висящее на баскетбольном кольце. А как разглядел, запнулся и встал как вкопанный - человек висит! Сначала я подумал - муляж или манекен. Поближе подошел - оказалось, парень, совсем молодой. Помочь ему уже было нельзя. Сразу же вызвал полицию и пошел в опорный пункт за участковым…
Приехавшие на место происшес­твия стражи правопорядка сняли тело погибшего со щитка. Выяснилось: юноша воспитывался в детском доме “Умит” и зовут его Рома.
Рома попал в детский дом “Умит”, когда ему исполнилось девять лет. До этого его воспитывала бабушка - Валерия СОЛОХОВА.
Родную мать парнишка не помнил. Отец и вовсе пропал сразу после его рождения. Не пережив уход сожителя к другой женщине, Ромина мама начала прикладываться к бутылке. Когда гулянки превратились в настоящие запои, ее лишили родительских прав. Рома еще грудничком остался у бабушки. Со временем пожилой женщине стало тяжело следить за внуком, у малыша была задержка психического развития, да и здоровье самой бабушки начало подводить. Поэтому Валерия Владимировна договорилась с Ромой, что он поживет в детском доме, пока она будет лечиться, но каникулы и праздники всегда будет проводить дома. Мальчик с решением смирился. Так и стали жить.
- Рома был очень вежливый и послушный парень, - рассказала журналистам директор детского дома “Умит” Майра БЕЙСЕКАНОВА. - Когда поступил к нам, естественно, как и остальные, очень скучал по дому. Но старался виду не подавать.
По словам директора, Роман был человеком неконфликтным, поэтому ссор, разногласий у него ни с кем не было.
В детском доме парня навещала бабушка. У Валерии Владимировны было разрешение органа опеки и попечительства, она даже могла забирать внука на каникулы.
Рома очень трепетно относился к бабушке. Ждал на каждый праздник, радовался каникулам, которые он может провести в настоящей маленькой семье.

- Пытался ли Роман сбежать из детского дома?
- Нет. Не было такого.

Все произошло в четверг. Детдомовцы собирались ехать в лагерь.
Накануне Рома позвонил бабушке, чтобы узнать, заберет ли она его на каникулы.
- Он взял сотовый телефон у учительницы и позвонил Валерии Владимировне, - рассказала заместитель директора детского дома “Умит” Гульжан САЛЫКБАЕВА. - Мы не слышали, о чем они говорили, но разговор был недолгим. Бабушка ему сказала, что он не сможет приехать к ней на каникулы. Рома обиделся и немного расстроился. Мы постарались его успокоить. Сказали, что он наконец-то съездит в лагерь. Расписали все плюсы летнего отдыха. Поначалу он немного хмурился, а в конце беседы даже улыбался.
Ближе к семи вечера ребята стали собираться на ужин.
Рома в это время играл в мяч перед входом в корпус. Он очень любил баскетбол и по вечерам часто тренировался.
- Учительница окликнула Романа и позвала на ужин, - продолжает Гульжан Салыкбаева. - Он сказал, что немного поиграет, потому что кушать пока не хочет. Минут через 15 педагог снова вышла за ним, но его уже не было на улице. Как и положено по инструкции, она поставила в известность начальство, в данном случае меня, потому что директор в это время находилась на лечении в другом городе.

Заместитель директора и воспитатели не успели отправиться на поиски. На сотовый телефон воспитателя Романа Солохова позвонил участковый и попросил прийти на опознание...
- В ходе следствия было установлено, что состав преступления отсутствует, это было самоубийство, - комментирует ситуацию пресс-секретарь начальника ДВД Восточно-Казахстанской области Бакытжан ТОРГАЕВ. - Подросток расстроился из-за того, что бабушка не забрала его на каникулы и свел счеты с жизнью. Тем более, этот случай у него не первый. На внутренней стороне руки подростка, между запястьем и локтевым суставом, имеются несколько резаных ран. Следы от порезов старые. Роман уже пытался покончить жизнь самоубийством, перерезав вены.

- Бабушка объяснила, почему не смогла забрать ребенка на каникулы?
- С ее слов: “Внук позвонил мне накануне. Спросил, смогу ли я забрать его на каникулы, я ответила отказом, потому что до этого поскользнулась, упала и разбила лицо. Он обиделся. Через пять минут перезвонил, сказал, что не хочет больше меня знать, видеть, что больше я его никогда не увижу, потому что он для меня больше не существует и мне следует забыть о нем. После этого сразу положил трубку. Я испугалась и перезвонила. Но в ответ - тишина. Никто не взял трубку”.

В департаменте по защите прав детей считают, что самоубийство парня - тот случай, который невозможно было предугадать.
- Роман был очень активным подростком, участвовал в различных кружках, занимался танцами, - говорит заместитель директора облдепартамента по защите прав детей Альмира ТОКТАРБЕКОВА. - Мы просмотрели данные его психологического тестирования. Никаких признаков тревоги или беспокойства.

- А вы знаете, что у Романа на руке были следы от резаных ран, свидетельствующих о том, что он перерезал себе вены?
- Кто это вам сказал? Он убегал когда-то из детского дома. Его возвращали. У него немного проявлялось девиантное поведение. И он был в спецшколе. Но факта попытки суицида не было. Во всяком случае, у нас документально это не подтверждено.
Почему в детском доме не придали значения порезам на руке парня или предпочли не заметить? Почему в департаменте по защите прав детей говорят, что он предпринимал попытки побега, а в детском доме об этом и слыхом не слыхивали?

И главный вопрос - можно ли было предупредить смерть молодого человека? Забей тревогу его наставники, обрати внимание на странное поведение... Все, что происходит в детских домах области, - тайна за семью печатями для представителей медиа, а подчас и для надзорных органов. Ссылаясь на права детей, их наставники не спешат рассказывать о проблемах подопечных и не горят ни малейшим желанием выносить сор из избы.
Ребята, у которых нет семьи, привыкли молчать. И порой решают свои проблемы самым страшным способом...

Евгений ФОМИНЫХ, krovojadni@mail.ru, фото Оксаны ДЕРГАЧЕВОЙ, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть

Свежее