32757

Под “знаком зверя”

[quote]Генерал-майор Нуржан МЫРЗАЛИЕВ:
Челаха нужно было отсеять на подступах к погранвойскам[/quote]

После трагедии на заставе “Аркан-Керген” и истории рядового Владислава ЧЕЛАХА, взбудораживших все казах­станское общество, подал в отставку командующий погранвойсками РК генерал-майор Нуржан МЫРЗАЛИЕВ. Оказавшийся на месте событий сразу же после обнаружения тел убитых пограничников и будучи одним из немногих в нашей стране посвященных во все подробности случившегося, генерал посчитал невозможным для себя оставаться в этой должности. На днях мне удалось встретиться с ним и расспросить, что же все-таки произошло на уничтоженной погранзаставе.

- Нуржан Кершаизович, для вас, конечно же, не секрет, что подавляющее большинство казахстанцев не верит, будто кровавую бойню мог устроить один Челах. Согласитесь, такое хладнокровие и расчетливость в действиях могли быть свойственны закаленному бойцу, но уж никак не мальчишке-новобранцу, который даже внешне ну совсем не похож на Рэмбо…
- Как командующий я более всего был готов к тому, что если уж эти ребята погибли, то из-за нападения на заставу извне - контрабандистов ли, браконьеров или просто бандитов. В этом случае объясняться с обществом и  руководством страны мне было бы легче… К сожалению, правда более горька, и она в том, что смерть пограничники приняли от руки сослуживца. Думаю, если бы произошло нападение извне - застава смогла бы оказать достойное сопротивление. Да и таких потерь больших не было бы. А от своего они просто не ожидали. Ведь, по большому счету, и предпосылок сколь-нибудь серьезных для таких его действий не было. Там не было дедовщины в привычном понимании этого слова - его никто не бил, не третировал. Требования к нему предъявлялись такие же, как и ко всем остальным солдатам. Мы потом анализировали его психотип, через сито пропустили все его прошлое, и я сделал для себя вывод, что совершенное им - закономерность, которую можно было бы предусмотреть, и избежать трагедии уже при отборе его для службы в погранвойсках. Или когда решался вопрос о его отправке на заставу. Знаете, в народе говорят: силен задним умом. Так вот это как раз тот самый случай.

- По-вашему, корни того, что он устроил на заставе, лежат в его прошлом?
- Не только. В особенностях его характера, в его явно завышенном самомнении, которое не имеет под собой никакой почвы - ни интеллектуальной, ни физической. Но и в прошлом тоже. Безотцовщина. Окружение не самое благополучное. Есть родственники с несколькими судимостями, причем по таким статьям, как кражи, угоны, разбои и грабежи. Прогуливал занятия. Состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Учился в бизнес-колледже, но бросил учебу - между прочим, из-за того, что не смог поладить с другими учащимися. Стал строить из себя чуть ли не уголовного авторитета, и его начали побивать. А силенок постоять за себя не было. Ушел в профтехучилище - и там попытался лидерствовать. Его опять поставили на место. Ведь, по большому счету, он ничего из себя не представлял: в спорте себя не проявил, какой-то цельностью натуры не отличался, учился слабо. Но при этом - амбиции, желание занимать среди сверстников доминирующее положение. Внешне вроде спокойный, но из-за неспособности отстоять свое “я” склонный к агрессии, зачастую немотивированной. Когда попал в войска, опять пытался добиться исключительного к себе отношения. Очень любил поесть - по месту учебы и службы рассказывают, что часто видели его жующим. Хотя по внешнему виду не скажешь - сплошная худоба. Еще одна интересная деталь. Я уже после того, как написал прошение об отставке, пытался разобраться, как такое могло случиться. Стал рыться в Интернете и нашел: еще до призыва в армию в одной из социальных сетей он был зарегистрирован под псевдонимом Грек666. Грек он по деду. А “знак зверя” - три шестерки - скорее всего, мальчишество. Но после всего случившегося это наталкивает на размышления. Эх, знать бы все это раньше…

- Не могу не спросить. Самый большой ажиотаж вызвала информация о нижнем белье…
- Крайне неприятный вопрос. Но признаю, мне докладывали, что белье было. Сам не видел - зря говорить не стану. Но информацию, что при осмотре на одном из убитых нашли женское нижнее белье, слышал. Но не на пограничнике - на гражданском лице.

- Вы безоговорочно уверены, что бойню на заставе устроил рядовой Челах?
- Уверен. Я с ним разговаривал. И как следователь, и как профессиональный юрист могу сказать: он далеко не так прост, наивен и невинен, как выглядит на первый взгляд, как его кое-кто хочет представить общественности. Вы знаете, когда он стал рассказывать, как расстреливал сослуживцев - у него какая-то искорка мелькнула в глазах… Нет, это не безумие. Скорее какое-то самолюбование - словно он гордится тем, что сделал... И явно смакует, рассказывая, как уже раненые товарищи его просили: “Владик, не надо, успокойся!”. А я, говорит, его в ж… из автомата…”. С Денисом РЕЕМ у него были нормальные отношения - парень был добродушный. Когда они столкнулись в коридоре, Денис улыбался. Челах говорит: его уж точно не за что было убивать, но, дескать, не смог остановиться...
Я вообще-то в своей жизни повидал немало: работал в прокуратуре, следственном комитете, КНБ. С убийцами не раз общался. Но тут даже для меня остается непонятным, что внутри у этого парня. Вот у меня на сердце теперь вечный камень неподъемный лежит: как руководитель чего-то не предусмотрел, где-то недоработал, чтобы уберечь этих пацанов. А у него ни раскаяния, ни сожаления в глазах я не увидел. Может, потом появится…

- Вот вы сейчас описываете все эти стороны его характера, и у меня сам собой возникает вопрос: если так все у него было маниакально и непредсказуемо, то как он вообще мог оказаться в погранвойсках, а потом на заставе? Как он медкомиссию проходил при призыве в армию?
- А он никакой не монстр и не маньяк - обыч­ный мальчишка. Да, где-то недосмотренный, упущенный. Но таких - полным полно. И на срочную службу призываются как раз именно такие. Вот только за автомат хватаются и стрелять по сослуживцам начинают не все. А выбирать действительно не из кого. Ведь традиционно - еще со времен СССР - у людей сложился стереотип: погранвойска - элита Вооруженных сил, там служат лучшие из лучших. И никому не приходит в голову, что сегодня ситуация совсем иная… Вы знае­те, например, что погранвойскам сегодня солдаты достаются по остаточному принципу? Лучшие проходят отбор для Нацгвардии. Вторыми в очереди стоят армейские подраз­деления, хотя бы на том основании, что военкоматы подчинены Мин­обороны. А только потом уже очередь доходит до погранслужбы и внутренних войск. Как вы думаете, кто туда попадает? А ведь именно эти рода войск постоянно держат в руках оружие, снаряженное боевыми патронами. Изменится подход отбора - изменится качественный состав этих войск. А пока приходится нести службу с теми солдатами, какие есть в наличии. Я вам скажу, что командующим погранвойсками я прослужил всего год и два месяца. И все это время проблем имел по горло - решал их с утра до вечера. Бытовая неустроенность сплошь и рядом: жилья нет, а в очередях заслуженных отставников сотни, не говоря уже о действующих офицерах. В результате служит на заставе такой офицер, месяцами семью не видит, а потом приезжает домой в отпуск - начинаются скандалы с женой. Он Родине служит, а она ему показывает на соседа-бизнесмена, живущего припеваю­чи. В результате имеем несколько случаев суицида: не во время службы - в отпуске. И тут не воспитывать надо - надо жилье построить. Чтобы у офицера голова за семейный быт не болела. Чтобы служба на первом месте была. За этот год мы только в Алматы 170 квартир закупили, из них 70 ветеранам отдали, которые годами ждали. А еще 60 квартир в Уральске, 60 - в Актобе и 60 - в Шымкенте. А поборы на границе, в которые - что греха таить - и пограничники оказались вовлечены? Сами знаете, как непросто от каждого такого “теневого” деятеля избавиться. Но при этом не надо забывать: на границе служат тысячи офицеров, контракт­ников и солдат - честно служат, добросовестно, мужественно перенося очень непростые условия. Из-за одного такого случая, пусть даже столь кошмарного, неправильно на все погранвойска клеймо ставить.
А с Челахом, конечно, вы правы: все его человеческие качества должны были выявить при отборе на службу. И отсеять как непригодного для погранвойск. Увы, недоглядели. Есть ли моя вина в этом? Наверное. Я первый руководитель - значит, с меня и спрос надо начинать. Потому и в отставку сам попросился. У матерей и вдов погибших прощения попросить хочу. Должен был уберечь, но не уберег. Простите, если сможете…

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz

Поделиться
Класснуть

Свежее