9937

Солдат своей любви

“Я не композитор и не поэт, я просто пишу песни”, - говорит Еркеш ШАКЕЕВ, автор множества хитов. Он сам не может объяснить, как рождаются его мелодии, как он находит слова, скрытые за звуками. Главное, что в результате получаются песни, живущие десятилетиями.

Юбилейные концерты в Алматы и Астане назывались “50 хитов Еркеша Шакеева”. Вы действительно столько написали?
- Конечно нет, полсотни хитов - это слишком много. У меня около 300 популярных песен, из них чуть больше десятка хитов. Я вообще не хотел как-то отмечать юбилей, но когда предложили сделать концерт, то не смог отказаться, ведь самому организовать все и сложно, и дорого. А вот звания и чапаны по случаю пятидесятилетия мне точно не нужны.

Не обидно, что вы пишете песни и остаетесь в тени, а кто-то потом поет их и становится популярным?
- Говорят, Мартынов очень ревниво относился к исполнителям своих песен, потому что сам пел. И из-за этого не смог реализовать весь свой потенциал. Когда я был помоложе - хотелось выходить на сцену, но меня тогда особенно не пускали: я мало кого знал, не был вхож в музыкальную тусовку, не умел пробиваться, не попадал туда, куда хотел попасть…

И вы отступили?
- Не отступил, а сосредоточился на своем деле. И очень правильно сделал. Убедился в этом еще раз, когда в этом году занимался сначала концертом в Алматы, потом в Астане - это время оказалось практически потеряно для творчества. Я понял, почему многие мои бывшие коллеги не пишут - для этого дела надо очень много тишины и много одиночества. А заниматься организационными делами и творчеством одновременно невозможно. Вообще я понял, что чем больше меркантильности, неправедности в твоей жизни, тем реже приходит состояние вдохновения. А чем больше ты похож на ребенка, тем щедрее работает твоя “антенна”.

Наверняка были моменты, когда жена пилила за то, что вы зарабатываете мало денег?
- Вот этого не было никогда, Жанка у меня умница. Мы долгое время жили достаточно бедно: в двухкомнатной квартире с двумя детьми, с постоянно приезжающими родственниками. В это время у меня была возможность что-то написать только в ванне. Получив заказ, я ложился в теплую воду, настраивался и сочинял. Так что из ванной я каждый раз выходил с готовой песней. А материальные проблемы, конечно были, как во всякой семье. Например, каждое лето у нас была проблема, как оплатить учебу детей. Старший сын очень способный мальчик, и я определил его в школу с усиленным английским, потому что понимал - в наше время без языка невозможно. Месяц обу­чения стоил 200 долларов, ровно столько, сколько мне, к примеру, заплатили за “Девочку в платьице белом”. Но в какой-то момент сын сказал, что будет учиться в обычной школе, чтобы нам стало легче. Так и сделал.

На Западе можно быть автором одного хита, и это принесет серьезные деньги. Не завидуете более удачливым коллегам?
- Зависть - это отсутствие уважения к себе, а я себя очень уважаю.
На самом деле, там просто хорошо налажена система, которая позволяет реализовывать все наработки. Чем больше ты занимаешься творчеством, тем больше ты востребован. А у нас многие мастера своего дела маются без денег, без работы. Ведь быть счастливым только за счет творческого процесса невозможно. Кстати, я считаю, что у всех людей жизнь из года в год в целом становится все лучше, развивается по восходящей, просто сами люди не всегда хотят это замечать. Алчность ненасытна и разрушительна, так же, как и мстительность. И оба эти чувства - повод для того, чтобы покопаться в самом себе, понять, почему ты себя тратишь на такие эмоции.

У вас имидж такого тихого, семейного человека...
- Это не имидж. Мы действительно всегда жили детьми. Никуда не ходили, мало с кем дружили, и вообще к музыкальной среде я имею очень небольшое отношение. В творческой сфере очень развиты сплетни, их невероятное количество, и люди готовы сплетничать до унижения себя же. Мне это претит. Я помню, однажды мы прервали творческие отношения с Байгали СЕРКЕБАЕВЫМ, и я рассказал об этом одному коллеге, так вечером уже все были в курсе, утешали меня, выражали сочувствие...

Вы готовы поддержать разговор о том, что у нас не эстрада, а той-бизнес, что нет настоящего искусства, нет прежнего уровня звезд?
- Обратите внимание, что в корне подобных разговоров - осуждение. Личное творчество каждого человека и привнесение в этот мир света, добра и любви не имеет ничего общего с подобными сетованиями. А что касается той-бизнеса, то его создали бизнесмены, и правила там такие же, как и в бизнесе: меньше вложить и больше получить. Поэтому они и взращивают такие группы. Но если тебе не нравится - ты можешь не смотреть их клипы. То же самое, когда начинаются разговоры об ущемлении казахского языка: в корне их лежит ненависть, и нет большой разницы, великоросский ли это шовинизм или любой другой национализм. Любой исполнитель, осуж­дающий других, демонстрирует ненависть, неуверенность, страх за сегодняшний день и за свою состоятельность.

Нужно ли пережить драму, чтобы написать душещипательную пес­ню?
- Я таких людей видел: встретил одну любовь - написал хит, бросил ее, встретил другую - следующий хит. Это не мой путь. Я всегда старался искать в жизни какие-то ориентиры, то, что называют жизненными принципами. И для меня на первом месте - семья.

В одном из интервью в чис­ле самых значимых для вас книг вы назвали Библию...
- Восемь лет назад у меня была депрессия. Я понял, что думаю одно, а делаю другое, что живу как-то не так. Тогда я схватился за Библию, начал читать притчи Соломона и нашел все, что мне нужно. Один умный человек сказал: “Не читай много книг - это утомительно для ума”. И я с ним согласен - сейчас люди очень озабочены тем, чтобы быть в курсе, читать то, что популярно. Я же читаю те книги, в которых нахожу подтверждение правильности своего духовного пути.

Расскажите, как вы познакомились с женой?
- Мы с ней договорились, что про семью не будем говорить с журналистами. Мы уже 22 года живем вместе, и все это время прятали семью от глаз чужих и правильно делали. Посмотрите, у многих ли наших музыкантов такой крепкий семейный очаг, как у нас?

У жены есть право критически относиться к вашему творчеству?
- Я всегда прислушиваюсь к ее советам. Женская душа вообще ближе к Богу. Это мужчина живет реваншизмом, перфекционизмом, а женщины, конечно, те, которые не стали мужчинами, они просто живут и наслаждаются жизнью. Их главное не трогать, помогать и избавить от материальных забот. Тогда они будут улыбаться, петь и радоваться.

Что изменилось для вас пос­ле пятидесятилетнего рубежа?
- У меня теперь два правила: первое - писать только для профессионалов, второе - писать только для крутых профессионалов. Сейчас очень много моих песен лежат у кого-то, так и не найдя путь к слушателю. Раньше я даже совсем бесталанным писал и звезд из них делал. Теперь не хочется себя растрачивать. Для меня главный исполнитель - Батырхан ШУКЕНОВ, ну и с некоторыми звездами мирового уровня хочу попробовать посотрудничать, например с Ани Лорак.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99,  e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

10 хитов Еркеша Шакеева

“Нелюбимая”
“Девочка в платьице белом”
“Стоп, ночь”
“Донна осень”
“Белая река”
“Солдат любви”
“Первое утро столицы”
Fashion girl
“Эти теплые дни”
“Летние ливни”

Поделиться
Класснуть