8994

Навигация требует жертв

Казахстанское правительство преподнесло очередной “сюрприз” отечественным авиакомпаниям и пассажирам: с 1 июля была отменена 50-процентная скидка на услуги аэронавигации, которая на внутренних маршрутах действовала целых 14 лет! Теперь перевозчики заявляют о том, что будут нести дополнительные многомиллионные расходы. Не исключено, что частично они лягут на плечи пассажиров.

Инициатива отмены льготной ставки принадлежит государственному предприятию “Казаэронавигация”. С ним согласилось Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ), которое 23 мая 2012 года издало приказ отменить скидку на услуги аэронавигации для казахстанских авиакомпаний на полеты внутри страны с 1 июля.
Свое недовольство уже выразил национальный перевозчик “Эйр Астана”. Президент авиакомпании Питер ФОСТЕР в письме гендиректору РГП “Казаэронавигация” Сергею КУЛЬНАЗАРОВУ пишет: отмена понижающего коэффициента приведет к увеличению расходов авиакомпании в 2012 году на 310 млн. тенге, а в 2013 году - на 553 млн. Мистер Фостер предрекает: резкое повышение ставок “Казаэронавигации” создает предпосылки к росту цен на авиабилеты. Это, в свою очередь, может привести к снижению пассажиропотока и сокращению рейсов.
Президент “Эйр Астаны” ставит в пример соседние страны. В России, по его словам, тарифы на навигацию для перевозчиков на внутренних рейсах ниже на 37 процентов, а в Китае разница между тарифами для китайских и иностранных перевозчиков составляет в среднем 950 процентов!
Перевозчиков поддержали и депутаты. За несколько дней до ухода на каникулы четыре мажилисмена обратились с письмом к премьер-министру Кариму МАСИМОВУ. Они пишут: отечественные авиакомпании и так уже пострадали от того, что в последнее время цены на авиатопливо подорожали более чем вдвое. Из-за этого, утверждают депутаты, авиакомпаниям даже пришлось повышать стоимость билетов. Теперь вот и за навигацию внутри страны придется отстегивать в два раза больше. Избранники народа просят премьера еще раз рассмотреть целесообразность отмены навигационной скидки.

Почему “Казаэронавигация” настояла на своем в не самое удачное для наших авиакомпаний время?
- Коэффициент 0,5 к тарифу был установлен в 1998 году, когда существовала авиакомпания “Эйр Казахстан”, - говорит Сергей Кульназаров. - Тогда цены росли, и, чтобы не допустить повышения стоимости билетов, на внутренних авиалиниях была установлена скидка. С тех времен тарифы на внутренние авиалинии ни разу не пересматривались. Хотя с 1998 года все подорожало, причем намного. Коэффициент уже выполнил свою задачу по поддержке авиации. Всем очевидно: не может быть более преференций, тарифы и так низкие.

По словам г-на Кульназарова, существующие ставки за аэронавигацию для полетов внутри Казахстана не то что не приносили прибыль, даже не окупали себестоимость, а потому АРЕМ и приняло решение об отмене 50-процентной скидки. При этом в предыдущие годы, чтобы не понести убытки, “Казаэронавигация” покрывала эти расходы за счет международных и транзитных рейсов. И это стало вызывать большие вопросы у Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).
- Сейчас ИАТА контролирует тарифы во всех аэронавигационных системах и ставит вопрос о том, что тарифы не могут быть дискриминационными, - говорит он. - И Lufthansa, и KLM, которые летают в Казахстан, должны платить наравне с той же “Эйр Астаной”. А сейчас тарифы для “Эйр Астаны” ниже, чем для всех международных полетов других авиакомпаний - даже казахстанских.

- Нельзя ли поконкретнее?
- Если взлет и посадка “Эйр Астаны” стоит 15 тыс. тенге, то тот же KLM платит 45 тыс. тенге.

По словам Кульназарова, затраты авиакомпаний на аэронавигацию не так уж и высоки и составляют от 1,5 до 2,5 процента от суммы общих трат.
Что ж, наверняка в ближайшее время станет понятно, на чью сторону встанет правительство. А главное: кому придется и дальше затягивать пояса - “Казаэронавигации” или авиакомпаниям (читай: пассажирам).

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть