7161

Вне зоны доступа

Не так давно мы поведали своим читателям о том, что в единой автоматизированной информационно-аналитической системе судебных органов (ЕАИАС) засекречен ряд материалов о состоявшихся процессах (см. “Гласность второй свежести”, “Время” от 13.6.2012 г.). Никто из представителей судебных органов тогда не смог нам ответить, откуда взялась эта завеса тайны.

Но в преддверии Дня работников связи и информации, который отмечается 28 июня, Верховный суд отреагировал-таки на нашу заметку. Правда, реакция эта скорее похожа на отлуп.
“Верховный суд РК, руководствуясь статьями 19 ГПК РК, 29 УПК РК и 24 КоАП РК, в целях охраны государственных секретов и конституционных прав лиц, участвующих в деле, ограничивает доступ в электронном справочнике по судебным делам на судебные акты по некоторым видам судебных разбирательств (в частности, по гражданским делам - дела о расторжении брака, по усыновлению, удочерению, признанию гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, по статьям Уголовного кодекса: 96, 120-124, дела несовершеннолетних), - говорится в сообщении ВС. - Это связано с тем, чтобы не придавать (выделено мной, так в тексте! - С.К.) огласке личные данные участвующих в деле лиц и подробности судебного разбирательства”.
Самое любопытное в этом сообщении то, что в нем вообще нет ответа на наши вопросы. Защищая принципы гласности судопроизводства, мы вели речь не о секретных делах, гостайнах или процессах, в которых исследуются тайны личной жизни, а о судах, проведенных в открытом режиме.
Юрист фонда защиты свободы слова “əдiл сөз” Ганна КРАСИЛЬНИКОВА солидарна с позицией нашей газеты:
- В статьях, на которые ссылается Верховный суд, а также в Конституции говорится о том, что судебные процессы в Казахстане - гласные (кроме тех, на которые наложены законные ограничения). А значит, к делам, рассмотренным в открытом режиме (в том числе находящимся в судебных архивах), журналисты имеют полное право доступа!
Выразила недоумение и директор Костанайского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Анастасия МИЛЛЕР:
- Это возмутительно: по сути, статьи, которые защищают гласность, используются судом для наложения необоснованных запретов. Что же получается - присутствие журналистов в суде и оглашение приговора в открытом режиме конституционные права граждан не нарушают, а ознакомление с тем же приговором после его оглашения уже недопустимо?

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай

Поделиться
Класснуть

Свежее