5689

Рука помощи из-за бугра

На прошлой неделе в Алматы на базе Республиканского центра экспериментального протезирования немецкие ортопеды провели недельный мастер-класс для казахстанских специалистов. Мы побывали на одном из этапов семинара и воочию увидели процесс создания протеза предплечья с микроэлектрической кистью, а также сложнейших биотонических протезов руки.

...В одном из помещений цент­ра яблоку негде упасть. Народ следит за каждым движением немецкого специалиста Дитера ШТОРКА, который вместе с коллегами проводит первую примерку “умного” протеза одной из демопациенток.
- Случай этой женщины не сложный в техническом исполнении, но и не простой по медицинским показаниям, потому что ампутация конечности была два года назад, и это ее первый протез, - рассказывает Дитер. - Мышцы, естественно, атрофированы. К сожалению, у нас только неделя для работы. За это время мы постараемся дать пациентке несколько практических навыков, чтобы она смогла пользоваться протезом.

- Случай действительно неординарный, - подхватывает разговор директор РЦЭП Марат АХМЕТКАЛИЕВ (на снимке). - Но у нас таких пациентов немало. Многим удается помочь, вернуть к нормальной жизни, но пока мы не можем им предложить такие же “умные” протезы. Хотя у нас есть собственные разработки, необходимая аппаратура, но основная проблема - нехватка кадров и финансирования. Даже послать специалиста на обучение за рубеж не можем. Мы государственное предприятие, и у нас такой статьи расходов нет. Хорошо вот, немецкие коллеги согласились провести у нас семинар за свой счет, но что такое неделя - капля в море! Если бы наш центр мог направить в ту же Германию сотрудника для более детального обучения, то протезы, собранные у нас, были бы в несколько раз дешевле зарубежных. Причем, думаю, качество их не уступало бы иностранным оригиналам. Однако об этом нам остается только мечтать. Ежегодно в республике протезируются 15-20 тысяч людей. Мы экспериментальный завод, то есть делаем протезы более усовершенствованные. Конечно, государство нам деньги выделяет, но этих средств недостаточно. Нынешние протезы и комплектующие к ним - удовольствие дорогостоящее. Например, протез предплечья с микроэлектрической кистью стоит 15 тысяч евро.

- Не думали наладить выпуск комплектующих у нас в Алматы?
- Мы хотели запустить совместное предприятие с немецкими, турецкими компаниями, но все опять упирается в финансирование. Например, немцы готовы работать совместно и даже вложить в предприятие 70 процентов. Нам надо найти 30 процентов, но даже эту сумму не можем осилить.

- Какой выход из сложившейся ситуации?
- Ищем спонсоров. Может, кто после публикации решит помочь заводу. Мы только рады будем.

Тем временем после нескольких примерок стало понятно, что протез немного длиннее обычной руки. Участники семинара отправились в мастерскую, чтобы его укоротить. Затем очередной шаг: пациентку попросили походить с протезом. Дитер внимательно наблюдает и постоянно просит сделать что-нибудь, например, согнуть руку в локте. Это нужно для того, чтобы женщина научилась посылать сигналы на датчики, которые будут запускать механизм.

- На самом деле, у этого протеза большие возможности, - уточняет Марат Ахметкалиев. - Но конечность атрофирована, и некоторые датчики просто не реагируют. Немецкие специалисты просчитывают каждый нерв, каждую мышцу, чтобы протез работал. С такими “умными” руками за рубежом люди на гитаре играют. Но достаточно того, чтобы человек мог себя обслужить: пуговицы расстегнуть, одежду надеть, ложку, кружку взять.
По окончании семинара еще одним счастливым человеком стало больше. Гульзия уехала к себе в Уральск с надеждой, что теперь ее жизнь будет почти такой, как до потери руки.
- Если она будет работать с протезом, то через 2-3 месяца сможет выполнять простые задания, - говорит Дитер. - Пациентам обязательно необходимо прогрессировать, чтобы сохранить здоровую сторону. В данной ситуации было так, что правая рука взяла на себя 200 процентов работы. Сейчас, надеюсь, ситуация  нормализуется и женщина будет развивать и левую сторону.

Кроме Гульзии гости из Германии проконсультировали еще несколько человек, но им протезы будут делать уже местные спецы. А немецкие протезисты вернутся к нам в конце августа, но уже будут консультировать тех, кто потерял нижние конечности.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее