10664

Эра кобыза

Обычно мастера, занимающиеся изготовлением народных инструментов, не любят рассказывать о себе, а уж тем более делиться профессиональными секретами. Другое дело Жолауши ТУРДЫГУЛОВ. Впрочем, он говорит не столько о себе, сколько о любимых инструментах - домбре и кобызе.

На выставке лучших ремесленников Казахстана была представлена и его работа - авторский кобыз на затейливой подставке в форме верблюда. Называлась она “Эра кобыза”.
- Сейчас действительно наступает эра кобыза, - уверен мастер. - Все больше артистов обращаются к этому инструменту, все чаще можно услышать его глубокий, сакральный, шаманский звук.
Домбра и кобыз словно две ипостаси артистической натуры: домбра - летописец повседневной жизни, кобыз - разговор с высшими силами. Домбра может и рассмешить, и посплетничать, кобыз, скорее, введет в настоящий транс, затронув потаенные струны души. Домбра - это множество поступей коня, залитая солнцем степь, кобыз - почти молитва, шероховатый звук, оживляющий миражи и мифы. В мастерской Жолауши целая шеренга домбр и лишь один долбленный по старинке, обтянутый кожей верблюда кобыз.
- Я когда слышу его, словно парю, - признается Жолаушы. - Инструмент сам по себе невеселый, но он учит человека не тратить попусту время, его звучание заставляет задуматься…
А началось все с того, что его не приняли в музыкальный кружок: сказали, что у парня нет слуха. Уже спустя много лет, в армии, друг научил Жолауши играть на домбре, и оказалось, что со слухом все в порядке. Потом Жолауши вернулся домой, на озеро Маркаколь. И попал в народный оркестр, где репетировали и выступали в свободное от работы время. Сначала его взяли для массовки. Сказали, чтобы не портил ансамбль, играл себе потихоньку. Жолауши после работы занимался по нескольку часов и за полгода стал лучшим исполнителем. Тогда-то и решил получить профессиональное музыкальное образование. Но его отговорили: какой казах не является музыкантом? Для этого корочка не нужна. А вот художников мало. Так он поступил учиться на художника-постановщика, а на самом деле, получив специальность, кем только не работал. Естественно, играл, а попутно и занимался починкой домбр, искал секреты идеального звука. И в 1985 году переехал в Алматы, чтобы найти мастерскую, где изготавливают инструменты.
- Сейчас я знаю, как сделать, чтобы у домбры был “хрустальный” голос. А как добиться мягкого, бархатистого звучания?.. Одно дело - инструмент для мужчины, и совсем другое - для женщины…

Впрочем, тогда он таких тонкостей еще не знал, а шел по городу и удивлялся, почему никто не может ответить на простой вопрос: где занимаются изготовлением домбр? И надо же было случиться такому совпадению, что во время этих размышлений Жолауши наткнулся на здание “Казреставрации”, где и работала соответствующая мастерская. Правда, попасть туда было непросто, и даже когда Жолауши добился того, чтобы его взяли на месяц испытательной работы, никто из коллег не помогал изготовить ту первую домбру. Только после того как комиссия вынесла свой вердикт и приняла домбру, отношение к нему изменилось. А через год Жолауши стал одним из лучших мастеров. Не прошло и десятка лет, как при участии мастера открылся государственный центр по изготовлению музыкальных инструментов, началась педагогическая работа.
- Я никогда не вел счет своим инструментам, но могу сказать, что сделал примерно более двух тысяч домбр! На моих инструментах играет весь оркестр им. Курмангазы, группа “Улытау”, Асылбек Енсепов, ансамбль “Туран”… Всех и не перечислишь. Даже бутафорские домбры ансамбля “Гульдер” приносят чинить мне.  
Домбра не капризный инструмент. Для нее подходит древесина практически любого дерева, растущего в данной местности. Конечно, в последнее время мастера используют не карагач или яблоню, а красное дерево, палисандр и прочие благородные сорта. Да и струны совсем не те, на которых извлекали звук степняки. Это раньше их делали из кишок барана или козы. Кто сейчас займется таким “кишкомотным” промыслом? Сейчас больше в ходу… обычная рыболовная леска.

- Вы своим ученикам раскрываете все секреты ремесла?
- Почти все… Знаете, есть такая притча: попросили собаки кота обучить их приемам борьбы. И когда поднаторели, напали на кота. А тот забрался на высокое дерево. Собаки и спрашивают его: мол, чего же ты нас не обучил по деревьям лазить? А кот отвечает, что приберег этот прием для себя. А если серьезно, в этом деле трудно все разложить по полочкам. Есть вещи, которые надо просто чувствовать. Например, можно вырезать из одного массива дерева два абсолютно одинаковых грифа, но звучать они будут по-разному. Мастер должен увидеть структуру дерева, его индивидуальные особенности и услышать будущий инструмент внутренним слухом.

- Попадали вам в руки уникальные инструменты?
- Да, например, домбра мастера Амара Касымова, я реставрировал экземпляр, который он изготовил для Сталина. А однажды я чуть было не купил скрипку Страдивари. Ко мне на концерте подошел парень из глубинки и сказал, что у него на чердаке валяется скрипка, на которой латынью написано “Страдивариус”. Ее привез вернувшийся с войны отец, сын потом спился и за две бутылки водки отдал скрипку. Жаль, что парень этот со скрипкой так и не доехал до меня, надо было самому с ним отправиться…

А еще Жолауши уверен, что настоящую домбру надо слушать не в концертном зале, а так, как это было раньше, - в узком кругу. Чтобы исполнение перемежалось дружеской беседой и рассказом о том, когда и по какому поводу было написано то или иное произведение. Вот тогда домбра раскроется и многое расскажет. Ведь изготовить инструмент - дар, но и услышать его - тоже талант.

Ксения ВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть

Свежее