23599

Дуракам закон не писан

Как бандит “со справкой” полицейских с ксивами облапошил

В Павлодарском горсуде по уголовным делам начался процесс по делу о дерзком убийстве местного предпринимателя, долгие годы занимавшегося обменом валюты в ярмарочном комплексе. Мужчину расстреляли в упор утром 20 ноября 2010 года у подъезда собственного дома на глазах соседей и жены. Бандиты выхватили у него из рук сумку с валютой, эквивалентной по сумме 31 миллиону тенге. Преступление взбудоражило весь город. Позже полиция отчиталась о поимке всех четверых преступников с неопровержимыми доказательствами их вины. Но арестованного главаря банды Ерика ТАСЫБАЕВА павлодарские психиатры в очередной раз признали невменяемым, и он, оказавшись на свободе, не долго думая, подался в бега. Полицейские в растерянности: за последние 12 лет Тасыбаева судьи отпускают уже в пятый раз!

В 2001 году Ерик вышел на свободу из зала Екибастузского горсуда, несмот­ря на то что был признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. В 2003-м тот же суд, признав его виновным в краже и изнасиловании, отпустил на свободу “за примирением сторон”. В 2004 году в Карагандинской области он был осужден на год условно за грабеж, а в 2009-м уже Алматинский райсуд Астаны освободил его от уголовной ответственности за грабеж и кражу в связи с невменяемостью.
Находясь на свободе, как вполне нормальный человек покупал и регистрировал на себя машины, получал права. А еще помимо паспорта на свое имя каким-то образом выправил себе документ на имя Нургали Казесовича ТАСЫБАЕВА - младшего брата отца, умершего... в 1978 году в возрасте четырех месяцев от двусторонней пневмонии. Причем оба паспорта - и на свое имя, и на дядино - Ерик смог вполне легально поменять по достижении 25-летнего возраста.

Но вернемся к убийству валютчика. В 2010 году, после восьмилетнего затишья, когда на территории Павлодарской облас­ти, как утверждают в полиции, не было зафиксировано ни одного случая бандитизма, в городе вдруг объявилась преступная группировка. Начинали бандиты с малого: пасли у банков дорогие авто, вскрывали их и воровали из салонов барсетки. Затем начались угоны машин, позже - грабежи с избиением предпринимателей. Венцом дерзости ОПГ стало убийство валютчика.
Как установили оперативники, рулил бандой Тасыбаев. Он вычислил график всех передвижений предпринимателя, выяснил, что в выходные дни тот хранит деньги дома, а не в банковской ячейке, распределил роли между членами группировки, вооружив их пистолетом. Признанный невменяемым (!) Тасыбаев рассчитал все до мелочей: Назымбеку АНДАСОВУ отвел место за рулем “Мерседеса”, ранее отсидевшего 13 лет за бандитизм Каната ЖУНУСОВА назначил киллером, Ануар ТЕМИРГАЛИЕВ должен был прикрыть убийцу в случае, если кто-то бросится жертве на помощь. Сам Тасыбаев ждал подельников в квартале от места преступления. Расстреляв валютчика и завладев деньгами, преступники помчались на место встречи с главарем, по пути сбив некую бабушку. Чуть позже вся четверка пересела в другую машину и укатила в Екибастуз. Там Ерик раздал напарникам по тысяче долларов, пообещав остальные деньги распределить позже, и банда разбежалась в разные стороны.

Тасыбаева задержали в январе 2011 года. Он тут же сообщил полицейским о своей невменяемости и предоставил справку, что состоит на учете в Павлодарском областном психоневрологическом диспансере (ОПНД). Проведя медицинское обследование задержанного, врач ОПНД ЛОБОДЕНКО в феврале 2011 года дал заключение: пациента следует считать невменяемым, он “не может давать показания, участвовать в предварительном следствии и суде, содержаться в СИЗО, ИВС и отбывать наказание в исправительной колонии”.
Лежа три дня под палящим южным солнцем в засаде на границе Жамбылской области и Киргизии близ села Луговое, где тогда засели Жунусов и Андасов, сотрудники ДВД слушали, как “невменяемый” Тасыбаев разговаривает по мобильному телефону с киллером. На вопрос последнего, когда он получит оставшуюся часть суммы, главарь успокаивал: “Отдам, просто сейчас нет денег, все отдал за “развод” - меня же таскают по убийству Ахметжанова”. При этом Ерик сетует: “Цыгана (Темиргалиева. - О.В.) задержали гаишники, арестовали, и тот во всем признался. По делу валютчика у ментов особых доказательств нет. Теперь Цыгану надо все отрицать, нужно ему сказать, чтобы сослался на то, что его избивали в полиции и потому он дал такие показания”. Еще в одном разговоре Тасыбаев предложил подельнику: “Щас меня везут на экспертизу в Алматы. Вернусь - приеду к тебе на юг, надо что-нибудь замутить. И давай поменяем номера, телефоны уже явно “больные” (прослушиваются. - О.В.)”.
В республиканском научно-прак­тическом центре психиатрии и нар­комании (НПЦПН), куда в июле 2011 года на обследование был помещен Тасыбаев, изучив тексты его телефонных переговоров, дали следующее заключение: “В момент инкриминируемых ему деяний в состоянии временного расстройства психической деятельности не находился”. При этом резюмировали: “Рекомендуется считать невменяемым”, “рекомендуется принимать лечение в психиатрическом стационаре”. Прочитав это заключение, следователь ходатайствовал перед судом о проведении повторной экспертизы в республиканском НПЦПН, но в другом составе врачей (первое заключение подписал бывший павлодарец). Мать Тасыбаева молила в суде, чтобы ее сына везли в Алматы не под конвоем. Она обе­щала судье, что сама доставит его на железнодорожный вокзал. Суд поверил. А Ерик исчез: сотрудник полиции с билетами в руках напрасно прождал его у поезда.

В настоящее время Тасыбаев в розыске, он обвиняется в создании и руководстве бандой, а также в убийстве. Задержать его будет непросто - уходя от преследования, “невменяемый” Ерик, по информации следствия, предпочитает переодеваться в бабушек.
…По некоторым данным, сейчас в Астане и Караганде резко учас­тились случаи краж барсеток из дорогих автомашин. В ДВД Павлодарской области их столичные коллеги передали уголовное дело о нападении на владельца астанинской фирмы по предоставлению услуг элитного такси. Связавшись с ним по телефону в качестве заказчиков, злоумышленники пригласили бизнесмена зайти по указанному адресу “обсудить детали встречи высокопоставленного чиновника в аэропорту”. В квартире преступники схватили предпринимателя, заклеили ему рот скотчем, замотали в палас, после чего скрылись на его джипе “Ленд Крузер 200”.
Кого, вы думаете, опознал бизнесмен по представленной полицейскими фотографии в одном из нападавших? Правильно, Тасыбаева.

Ольга ВОРОНЬКО, ovoronko@mail.kz, Павлодар

Поделиться
Класснуть