Нога раздора
Этот материал мы адресуем министру труда и соцзащиты населения РК Гульшаре АБДЫКАЛИКОВОЙ (на левом снимке) - пусть прочтет и, может быть, проникнется ситуацией, в которую попала жительница Костаная Ольга СУЩАНСКАЯ (на правом снимке). На ее обращение регулярно приходят ответы за подписью г-жи Абдыкаликовой, которая, ссылаясь на “объективные данные”, утверждает: Сущанской инвалидность не положена…
Ольга Сущанская пытается уже почти три года - с тех пор как медико-социальная экспертиза (МСЭ) Костанайского облдепартамента соцзащиты постановила признать ее здоровой - добиться признания чиновниками своей болезни, с которой вынуждена жить с 2002 года.
- Глупо все так получилось… - вспоминает она. - Выходила из салона “жигуленка” и зацепилась ногой за ремень безопасности. В результате страшный оскольчатый перелом, ряд неудачных операций, неправильное сращение костей, а дальше - весь букет последствий: остеомиелит, трофические язвы, рожистое воспаление, тромбофлебит, остеопороз, хронический артроз…
В подтверждение каждого диагноза у Сущанской есть медицинский документ. Мало того, в течение ряда лет она считалась инвалидом: вначале второй группы, затем, когда полегчало, - третьей. Еще в 2008 году медико-социальная экспертиза подтвердила: у женщины “нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, ограничение жизнедеятельности”. А спустя всего год случилось “чудо” - с нее сняли инвалидность! Только вот здоровье так и не вернулось…
Почему Сущанскую лишили инвалидности? Внятно ответить не может никто. Во время затяжных судебных разбирательств между ней и представителями облдепартамента соцзащиты обе стороны потрясали кипами справок, актов и решений. Впрочем, департамент кое в чем перещеголял истицу. Так, на одном из заседаний суда первой инстанции ответчик заявил о приобщении к материалам… видеозаписи, которая была произведена скрытой камерой. Представители департамента заявили: на этом видео запечатлено, что Сущанская может передвигаться без помощи бадика.
- Да, иногда могу! - говорит потрясенная таким “доказательством” женщина. - Но что это доказывает? Отсутствие болезни?! И вообще, на каком основании чиновники осуществляли за мной слежку, вторгшись в мою личную жизнь?!
Конфликт, разразившийся по этому поводу в суде, в конце концов был сглажен: скандальное видео не стали ни просматривать, ни приобщать к материалам дела, а прокурор как будто не заметил вопиющего нарушения закона и не стал разбираться с теми, кто незаконно занимался “наружкой”.
Впрочем, на этом интрига не была исчерпана. Авторитетный костанайский хирург-травматолог высшей категории Юрий ИСМАГУЛОВ в суде после оглашения решения апелляционной инстанции подал жалобу.
- Судите сами: идет заседание, вдруг у судьи звонит мобильник. Она выходит и некоторое время отсутствует. А когда возвращается, ведет разбирательство совершенно по-другому! - рассказал врач нашему корреспонденту. - До чего дошло: моя точка зрения в судебном протоколе была совершенно искажена, а некоторые пояснения вообще исключены! На мои возражения и жалобы - ноль внимания. Было заседание кассационной коллегии - там меня даже слушать не стали.
Кроме того, выяснилось: постановление кассационной коллегии вообще не соответствует материалам дела и требованиям истца. Так, по крайней мере, утверждает адвокат Снежанна КИМ.
- Мы требовали установить незаконность решения комиссии, а суд рассмотрел вопрос… о признании незаконным всего акта МСЭ, - говорит она. - Но мы не заявляли такого иска. Это два разных исковых требования! Неужели костанайским судьям это непонятно?!
Кстати, адвокат Ким защищает Сущанскую бесплатно, потому что знает: ее клиентка живет впроголодь. И не может понять, почему теперь в соответствии с вступившим в силу решением суда еле передвигающаяся женщина считается… “полностью реабилитированной” как в медицинском, так и в социальном плане.
Ольга Николаевна зарегистрирована на бирже труда, но там для нее нет подходящих вакансий. А те, что есть, ей не по силам, так как связаны с физическим трудом. Вот и носит Сущанская на биржу справки, в которых указано: она не может быть ни дворником, ни грузчиком.
- Авторитетно заявляю: люди с менее существенными травмами и их последствиями имеют у нас инвалидную группу, - говорит врач Юрий Исмагулов. - У Сущанской явная нетрудоспособность, явное ограничение движения, явная инвалидность, но комиссия уперлась - и ни в какую.
Чем же оперируют оппоненты Ольги Николаевны? Кроме акта МСЭ у них есть весьма интересный документ: заключение Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов. В нем подтверждается правильность действий казахстанских коллег. При этом никого не смущает, что россияне в глаза не видели саму Сущанскую... В то же время несколько заключений специалистов Института травматологии в Астане, прямо указывающих на непоправимость болезней Ольги Сущанской, вообще не приняты во внимание...
Стас КИСЕЛЁВ, stas_kiselev@rambler.ru, фото автора и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Костанай
P.S. На днях стало известно: в ближайшее время дело Ольги Сущанской будет рассмотрено в надзорной коллегии Верховного суда. Может быть, там у “здорового” инвалида появится шанс найти справедливость.