Кому в KZ жить хорошо
Депутатское жилье - пожалуй, единственное наряду с казенным и “желтым”, выдаваемое государством бесплатно и без очереди. Правда, эту тему народные избранники старательно обходят и журналистов в гости не зовут.
Но мы все-таки побывали дома у некоторых депутатов и провели обследование жилищных условий парламентской элиты.
Оказывается, жилищная комиссия парламента выдает квартиры всем подряд: не только приезжим, но и местным депутатам, уже имеющим собственные апартаменты. Эксплуатировать служебное жилье можно по-всякому: хочешь - сдавай в аренду, хочешь - родственников заселяй. Главное - не испортить госимущество. Ведь по окончании депутатских полномочий квартиру придется вернуть.
Повезло старожилам парламента, которые подсуетились в 1998 году и сумели приватизировать жилье в первых депутатских домах в старой части города. Среди тех, кому подфартило, главный коммунист Владислав КОСАРЕВ (на снимке), который, несмотря на выкупленную жилплощадь, все равно переехал в новый депутатский дом на Левобережье.
- Когда я ушел из парламента второго созыва, нам предложили выкупить наши квартиры. И я выкупил по остаточной стоимости за 50 тысяч долларов. Пока не решил, что делать со старой квартирой, может быть, внучка будет жить, она заканчивает 11-й класс, - рассказывает Косарев. - Но по квадратуре нынешняя квартира больше. Я сейчас живу в двухкомнатной площадью 82 квадратных метра. В новом депутатском доме квартиры приватизировать запрещено.
Но интерьер внутри квартиры Владислава Косарева не оправдал наших ожиданий. Кто бы мог подумать, что в гостиной у депутата не кожаный диван, а “тройка” из зеленого обивочного вельвета производства одного из казахстанских соседей, стенка из ДСП под дерево и, наконец, не ЖК-телевизор с плоским экраном метровой диагонали, а архаичный пузатый кинескоп размером чуть больше компьютерного монитора. Но глава фракции народных коммунистов доволен.
- Каждый из нас понимает, что раз государство проявило о нас заботу, мы должны на нее ответить, - отхлебывая чай из кружки, рассказывает Владислав Борисович. - Мне обеспечили такие условия, которые, быть может, я в жизни создать бы не смог.
Выясняется, что все парламентские коммунисты перебрались в ЖК “Нурсая”. А экс-кандидату в президенты Жамбылу АХМЕТБЕКОВУ даже выделили две служебные квартиры на его семью из четырех детей, жену и маму.
В отличие от Косарева, который признался в ощутимом улучшении своего материального благосостояния, бизнесвумен из “Ак жола” Меруерт КАЗБЕКОВА (на снимке), новичок в парламенте и по совместительству глава Союза женщин-предпринимателей Казахстана и Центра развития женского предпринимательства, разницу в жизни до и после депутатства не ощутила. Дочь известного казахстанского геолога Айткожи КАЗБЕКОВА пригласила меня к себе не в депутатский дом “Нурсая”, а в один из помпезных жилых комплексов “Триумф Астаны” - нечто среднее между зданием МГУ и средневековым замком. В квартире у нее хорошая мебель импортного производства - массивная, основательная, с обильным декором. Охарактеризовать интерьер можно двумя словами: богато и презентабельно.
- Вы одна из тех депутатов, которые не заселились в “Нурсаю”...
- Нет-нет, в “Нурсаю” я заселилась, - поспешно поправляет депутат.
- Но вы же здесь?
- Я в двух квартирах, с детьми и внуками и там и здесь. Надо будет - там с ними живу, надо - здесь ночую.
Знающая толк в красивой жизни бизнес-леди не в восторге от условий депутатского быта:
- Я не могу сказать, что все прямо супер. Коммунальные услуги мы платим из своего кармана. Спрашивали, почему бы мебель не заменить, нам говорят, что она должна 10-летнюю эксплуатацию пройти, а в течение этого периода все латается. Машину дают только как такси - всего 60 часов в месяц положено пользоваться, остальное за свой счет. Так что больших привилегий нет.
Акжоловцы, так же как и коммунисты, заселились в “Нурсаю” всей фракцией. Хотя местными в Астане были Азат ПЕРУАШЕВ, Екатерина НИКИТИНСКАЯ и сама Меруерт Казбекова, которая живет в Астане с 2006 года. И если для коммунистов “Нурсая” - это верх жилищного благополучия, то акжоловцы предпочитают переселять туда близких людей.
- Я в “Нурсае” не живу, жильем обеспечен, но у нас ведь есть аппарат фракции, и поэтому полученную жилплощадь мы передали сотрудникам. Хотя изначально была идея отказаться от служебных квартир, но потом мы решили использовать их в таком плане, - прокомментировал рулевой партии бизнесменов Перуашев.
Отказники, которые не воспользовались депутатским жильем, есть только в партии “Нур Отан”. Но, что интересно, нуротановцы, отказавшиеся от служебных квартир в прошлом созыве, в этом стремительно заезжают вслед за другими партийцами, будто поддавшись настроениям “бери, пока дают”. Члены партии власти даже путаются, где они все-таки живут: в служебных или собственных квартирах.
- В прошлом созыве я не просил жилье, у меня есть небольшая трехкомнатная квартира в ЖК “Триумфальный”. А в этом году к нам переехал мой взрослый сын, и все лето у него не было своей комнаты. Возник жилищный вопрос, который я мог разрешить, и я попросил маленькую квартиру, - рассказывает мажилисмен Нурлан АБДИРОВ.
- Получается, вы у себя в “Триумфальном” живете, а сын в “Нурсае”?
- Нет, да… Ситуация такая, что я живу в “Нурсае” сегодня, а сыну отдал свою квартиру. Знаете, чем удобно компактное проживание депутатов? При выездах на какие-то мероприятия к “Нурсае” подъезжают автобусы и вывозят нас всех в “Пирамиду” или Дворец независимости. К тому же это решает вопросы безопасности. Въезд на территорию депутатского дома ограничен, там стоит шлагбаум, есть охрана из сотрудников органов внутренних дел, а также кодовые замки и камеры видеонаблюдения.
[quote]
Парламентский дом “Нурсая” с видом на Акорду и поющие фонтаны находятся в 100 шагах от парламента. Все квартиры в нем оборудованы за государственный счет стандартной мебелью и техникой, включая пылесос, утюг, чайник и холодильник. Дом имеет круглосуточную охрану, WiFi и кабельное телевидение. Даже балконы здесь размером с комнату в обычной панельке. Рыночная стоимость таких квартир сегодня доходит до полумиллиона долларов. В доме есть все необходимое для комфортной жизни: продуктовые магазины, салоны красоты и мебели, кафе и рестораны, бутики брендовой одежды.[/quote]
Депутаты утверждают, что ни один из них не сделал попытки оформить квартиру в собственность, опасаясь общественной критики.
- Вы знаете, желание приватизировать квартиру в “Нурсае” есть у многих. В прошлом году мы даже обменивались мнением по этому поводу, но дальше слов тогда не зашло, - рассказывает мажилисвумен Светлана ФЕРХО. - Но я хочу отметить, что дом стареет и требует определенного ремонта, и, конечно, есть много вопросов - вкладывать или не вкладывать средства... Зато в прошлом созыве у депутатов была возможность получить через “Самрук-Казыну” арендное жилье. Мы вытягивали жребий, из большого количества желающих повезло только 15 депутатам, в том числе и мне.
С Айткуль САМАКОВОЙ мы беседуем накануне ее заезда в “Нурсаю”. Сейчас служебную квартиру перед ее переездом отмывают и чистят.
- Я жила в депутатском доме несколько месяцев в четвертом созыве, потом приехали новые депутаты, и спикер попросил меня уступить свою квартиру другому депутату, которому якобы негде было жить. Но я-то знала, что у него была квартира, может, он ее в аренду сдал или еще что-то. Но я уступила и переехала в квартиру к сыну, который на тот момент работал в Актау. Сейчас мне выдали мою депутатскую квартиру.
Один из редких принципиальных отказников - мажилисмен Нуртай САБИЛЬЯНОВ. Вот уже третий созыв ему предлагают ключи от квартиры в “Нурсае”, но он воротит от нее нос.
- У меня уже есть 4-комнатная квартира в Астане и две квартиры в Алматы. У меня просто совесть не позволяет брать лишнюю квартиру! Чем я лучше простого народа? Что я буду делать со служебной квартирой? Отдать родственникам? Но они тоже должны заработать сами, - отрезал бизнесмен Сабильянов.
Кстати, служебным жильем воспользовались и те, кого называют коренными астанчанами и у кого жилищный вопрос давно решен: в том числе Загипа БАЛИЕВА, Урал МУХАМЕДЖАНОВ, Гани КАСЫМОВ.
Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана, e-mail: jigida@mail.ru

