11337

Здесь был Маслов

Эротомана и хулигана, патологически свободного художника Сергея МАСЛОВА поминали в хибарке, приютившей вольных актеров. Они же помогли устроить перформанс его памяти. Оказывается, прошло ровно десять лет…

Пузатые бутыли с вином для фуршета выносили пери, словно сошедшие с картин Сергея Маслова. Шаман в синей одежде вызвал для публичного спиритического сеанса дух художника, а тосты покойного читали причудливые персонажи. Они вставали прямо на хлипкий стол между блюдом с пирожками и фруктами. Художники тяпнули, искусствоведы блеснули слезой, общественность была довольна, хотя и оказалась слишком малочисленна для гения-чудака такого масштаба.
 

- Расскажите легенду про Маслова.
- Его однажды хоронили при жизни, - рассказывает Ирина ЮФЕРОВА, искусствовед. - Только это не миф, это правда… Был у Сергея такой проект о любви к Уитни Хьюстон. Он писал ей эротические письма, сам же на них отвечал. Смонтировал “Телохранителя” то ли с эротикой, то ли с порно, а потом якобы покончил с собой от любви. У нас в галерее висел некролог. И многие коллеги поверили.

Во время спиритического сеанса кто-то спросил: мол, как, встретились они там? Загробный голос сообщил, что Маслов и Хьюстон теперь поют дуэтом, только почему-то пение получается горловым.

- Прошло десять лет, неужели нет ни одной легенды про Маслова?
- Как - нет? Вы вспомните тот случай, когда он в Музее имени Касте­ева взял шприцем кровь из вены своей ученицы, нарисовал этой кровью что-то, передал работу в дар музею, а остатки крови выпил. После этого случая Маслов был лишен педагогической работы, бит по лицу, выгнан из Союза художников. Его чуть ли не прокляли в музее. Только это реально было…

- Сауле, расскажите миф про Маслова!
- Я только училась живописи, - рассказывает художница Сауле СУЛЕЙМЕНОВА, - пришла к нему заниматься, и очень хотела есть. Он открыл холодильник, достал из морозильника кусочек хлеба, долго нарезал его. Больше ничего не было, так мы поели.

Остальные немифы мы перебирали с господином Масловым. Это стало возможно благодаря спиритическому сеансу, народной памяти и книге “Здесь был Маслов”, изданной ничтожным тиражом. Историй оказалось приличное количество. Например, Маслов, как только столица откочевала на целинные земли, предлагал вернуть Алматы название форт Верный и объявить его государством пиратов. Причем утверждал, что милиция, управление внутренних дел и КНБ подлежат ликвидации как скомпрометировавшие себя в глазах народа и не приносящие никакой пользы стране. Он разработал нечто вроде степной камасутры “Тайный опыт просвещенного аксакала”. Открыл истину, что казахи прилетели с Сириуса и являются прямыми потомками инопланетян. Он стоял раздетый до плавок рядом с продажными женщинами в одном из германских городов.
- Художник чем-то похож на проституток. На моей спине и груди была надпись: “Тот, кто смотрит мои картины - трахает мою душу”. Первые несколько минут было неловко, а потом я успокоился…

- Сергей, вам-то самому какая из легенд больше всего нравится?
- О том, что я вампир. Я могу черпать энергию из космоса. В отличие от обыкновенных людей и зомби. Обыкновенные люди являются полуживыми. Они шуршат по жизни, как опавшие листья. Они оказались никому не нужны, потому что государство сменило ориентацию. Мир разделился на богатых и бедных. Бедным не до искусства, а богатым нужно либо настоящее, либо модное. Художники-зомби понимают искусство прошлого. Они изготавливают по образцам, имеющим популярность на международном арт-рынке. Вампиры получают тем больше энергии, чем больше творят...

- Почему вы любите играть со скандальными вещами?
- Я вычеркивал себя из интеллигенции, которая, немного на мазохистский манер, пострадав, начинает претендовать на роль духовного пастыря. Мне не нравятся любые фюреры. Когда нет вожаков - человек свободен.
В конце вечера Дух отбыл к милой Хьюстон, посетители вышли покурить, закатное солнце и всеобщая атмосфера располагали к риторическим вопросам:

- Ирина Петровна, не слишком ли вольно вы обращаетесь с духом, пусть даже и художника?
- Он всегда мне говорил, - отвечает Юферова, - что искусство - это все, что не жизнь. Все эти суккубы, духи и прочая мистика. Он мне всегда лапшу вешал на уши, что путешествует в какие-то миры… Что касается искусства - предупреждал, что придут мертвые. И они действительно пришли. Сейчас жизнью правят не талантливые, а денежные.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть

Свежее