8523

Кого “заводит” дорогой бензин?

В минувшее воскресенье, 8 апреля, Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) вновь повысило максимальные цены на розничную продажу бензина и дизельного топлива. Наш эксперт Канат БЕРЕНТАЕВ (на снимке) считает, что, поднимая цены, чиновники защищают интересы коммерсантов, а не государства.

Теперь максимальная стоимость дизельного топлива на заправках страны повышена с 90 до 95 тенге за литр, бензина Аи-80 - с 86 до 91 тенге, Аи-92 - со 106 до 112 тенге за литр. Эти цены АРЕМ согласовало с Министерством нефти и газа.
На следующий день, в понедельник, министр нефти и газа Сауат МЫНБАЕВ сообщил, что повышение цен на бензин связано с подоражанием нефти на мировых рынках. И поставщики, заявил министр, завозящие в Казахстан неф­тепродукты извне, себе в убыток работать не будут.
Мы попросили прокомментировать ситуацию экономиста Каната Берентаева.

- Канат Базарбаевич, наши чиновники любят приводить в пример Россию - мол, мы в одном Таможенном союзе, а там цены на ГСМ выше, вот и у нас приходится их повышать.
 - Трудно сказать, что повышение отпускных цен на ГСМ в Казахстане обоснованно. Ссылки на то, что российские цены выше, чем наши, несостоятельны: в РФ цены на бензин в разных регионах разные, хотя это одна и та же страна. И если, как говорят чиновники, мы должны приближаться к российским ценам, давайте тогда сделаем, чтобы наши доходы и зарплата тоже приближались к российским.
Повышение цен на ГСМ - это результат системной ошибки правительства: начиная с 1990-х годов мы до сих пор не можем ни увеличить долю производства ГСМ для собственных нужд, ни построить новые НПЗ, ни расширить производство уже действующих. Это чисто внутренние проблемы, и сваливать все на российские цены, по крайней мере, некорректно.

- Да, сейчас, по словам Мынбаева, мы завозим, по меньшей мере, треть всего потребляемого в Казахстане бензина Аи-92. Аи-96 - еще больше. Модернизация НПЗ, по словам министра, началась запоздало и завершится только в 2015 году. Тогда наше производство бензина сможет покрыть внутренний спрос.
- Ну и что? В Казахстане в последние годы не наблюдалось снижения цен на ГСМ. Даже после модернизации, уверен, цены не упадут.

- Что, на ваш взгляд, надо делать чиновникам, чтобы не допускать повышения стоимости ГСМ?
- В первую очередь надо определить перечень стратегических товаров и услуг, которые затрагивают большинство населения, особенно людей с фиксированными доходами (бюджетников, пенсионеров и т. д.). Цены на эти товары и услуги должно строго контролировать государство. Это автоматически уберет с рынка всех посредников и перекупщиков, которые своей маржей увеличивают цены, в том числе на топливо.
Цены на социально значимые товары регулируются во многих странах. А наши чиновники боятся это делать, поскольку это затрагивает интересы олигархических групп, которые близки к власти.

- Кстати, тот же г-н Мынбаев заявил, что нам невыгодно оставлять всю нефть в Казахстане, ведь налоги на экспорт выше, чем на внутренний рынок. И государство якобы больше на этом зарабатывает.
- Мынбаев вторит г-ну ШКОЛЬНИКУ: мол, если заставить нефтяников поставлять нефть внутри страны по низким ценам, то тем самым мы у них прибыль отбираем. Это классовый подход. Таким образом, чиновники стремятся не к тому, чтобы удовлетворить потребность страны, а чтобы увеличить прибыль отдельных людей и групп. То есть частный интерес преобладает над государственным и интересами большинства населения.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть