7944

В бой идут одни старики...

“Духовность. Независимость. Модернизация” - под эти знамена собрался вчера в Алматы форум казахской интеллигенции. Уважаемое собрание приняло два важных документа - обращение по последним событиям в Казахстане и резолюцию о “необходимости создания эффективных механизмов взаимопонимания власти и гражданского общества”.

Хотя пророчество шамана из соседней республики, в миру Арстанбека АБДЫЛДАЕВА (экс-кандидат в президенты Киргизии), относительно того, что “зима не будет!”, провалилось, конференц-зал медленно, но верно заполнялся участниками. Аксакалитет не подвел! Заслуженные деятели, писатели, критики степенно занимали свои места за столом, несмотря на то, что за окном буйствовал совсем не весенний снегопад. Кто-то шел, опираясь на тросточку, кто-то явился в бахилах, кого-то вели под руки, но главное - форумчане продемонстрировали твердость духа: пришли.
Модератор форума Мурат АУЭЗОВ предоставил слово советскому и казахстанскому писателю, лауреату Госпремии СССР Абдижамилу НУРПЕИСОВУ. Автор всесоюзно известной трилогии “Кровь и пот” долго сетовал на реалии.
- Мы утратили духовность, - заявил Абдижамил Каримович. - То, что мы видели на записи, то, что в Жанаозене происходило, это не поддается объяснению. О какой духовности мы можем говорить?!
Свой привет участникам форума передал и Герольд БЕЛЬГЕР. Обращение его зачитал М. Ауэзов:
“Хотя я ныне и обитаю в стане литературных пенсионеров, однако в отшельники пока не записался. Что творится вокруг, что происходит в обществе, вижу и слышу, и свое гражданское отношение ко всем нашим изъянам-язвам я постоянно выражаю в своем публицистическом цикле “Плетенье чепухи” (см. “толстушку” “Время”. - З.А.). То, что наша интеллигенция, преодолев застойную инерцию, начала объединяться и консолидироваться в реальную силу, меня весьма радует. Не имея возможности физически участвовать в работе форума, я заочно всем жаром сердца присоединяю свой голос к его резолюции и обращению, с текстом которых заблаговременно и внимательно ознакомился. Я остро ощущаю углубляющийся ров между властью и народом и убежден, что стезя непонимания и конфронтации неминуемо приведет к тупику, краху общественного сознания и движения. Пусть и мой одинокий голос поддержки и сочувствия прозвучит в слаженном хоре форума казахстанской интеллигенции”.

Дочитав, г-н Ауэзов обратился к присутствующим:
- Мухтар ШАХАНОВ, наш великий поэт, в 12 часов должен пойти к врачу, он просит слово.
Дон Кихот казахского языка выступил, как всегда, пламенно, громко и главное - не изменяя своему амплуа. Только добавил новых штрихов. Оказывается, поэт мог оказаться в числе арестованных перед митингом  в прошлом месяце в Алматы:
- Когда собирались на митинг КОСАНОВ и АБИЛОВ, их закрыли. Ко мне накануне митинга в 10 вечера тоже приходили. Принесли повестку с предупреждением, я  там расписался.  На улице меня ждала полицейская машина. Если бы я вышел на площадь, меня бы закрыли!
После такой интригующей прелюдии Шаханов вспомнил о главном:
- Мы должны раз и навсегда один вопрос поднять - статус государственного языка возвысить. Вот партия... как ее? Партия Туякбая. Знаете, почему они не хотят признать государственный язык? Все, кто выступает, выступают на русском. Конечно, никто не против русского языка. Но такие важные темы должны подниматься на казахском, а наши казахские парни против этого!
Мы должны быть последовательными. Мы должны быть вместе. Не должен один отделяться, уходить и  принимать решение сам. Мы должны всё принимать вместе, объединенно. Мы должны быть вместе и всегда идти вперед!
С этими словами аксакал покинул собрание.

Отдельный реверанс теме духовности сделал религиовед Мекемтас МЫРХАЗМЕТ. Он отметил, что годы советского атеизма сделали свое дело - наплодили кучу деструктивных религиозных течений:
- Нас лишили своей религии, нас воспитали в теории атеизма. К исламу казахи пришли через суфизм. А теперь что мы видим? Ваххабиты выступили против последователей суфизма. Если мы будем слушать ваххабитов, мы лишимся своей духовной культуры. В данный момент нельзя допустить, чтобы ваххабизм пустил корни в Казахстане!
Модератор решил расставить приоритеты:
- Нам религия нужна, конечно, но давайте темы по очереди обсуждать.
Слово взял писатель Дулат ИСАБЕК, остро отметив: дело не во внешних врагах:
- В Жанаозене в казахов стреляли казахи - наши казахи. И кандидатку в депутаты маслихата по причине укрытия четырех тенге снимают казахи. Это все делают казахи. Мы с вами. За 20 лет независимости что мы сделали для будущего своей страны? Воспитали людей, которые стреляют в своих собратьев? Как бы ни было жестоко в 86-м году, по людям не стреляли. У нас все равно ничего не поменяется, пока мы сами не поменяемся. В Кызылагаше погиб­ло 47 человек - никто не объявил национального траура. Разве этого мало?! Почему мы не уважаем своих же людей? Президент говорил, что ему про Жанаозен докладывали, что там все нормально. Обманывать президента сродни госизмене. Вот кого нужно наказывать должным образом. Можно долго рассуждать, но никогда не построить государства с такими людьми, какими мы сейчас являемся.

После нескольких выступлений, среди которых были речи Рысбека САРСЕНБАЯ и Айдоса САРЫМА, участники зачитали проекты резолюции и обращения форума. Среди требований - остановить “репрессивные тенденции в обществе”, пересмотреть регламенты деятельности силовых структур в стране, применение органами правопорядка огнестрельного оружия, прекратить преследование журналистов и редакций независимых и оппозиционных изданий, пересмотреть “резонансные” уголовные дела.
Отдельным пунктом было вынесено требование сделать процесс по жанаозенским событиям гласным. Рассказывать о том, как аксакалы собирались переформатировать общественно-политическую систему, не хватит газетной площади. Главное - сами авторы плана перезагрузки уверены: у них хватит на это воли и терпения.

Зарина АХМАТОВА, zarina@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть