10616

Кто не выдавил раба?

Режиссер театра и кино Талгат ТЕМЕНОВ после выхода мартовского номера журнала “Мадениет” потерял покой и сон. Теперь этот кипучий человек решает - судиться ли с автором статьи, защищая собственные честь и достоинство, или бить в набат, разъясняя, чем отличается патрио­тизм от национализма.

- Из этой статьи получается, - горячится режиссер, - что я, пользуясь терминологией автора Мырзана КЕНЖЕБАЯ, “жополиз” русского народа и враг казахам. Заголовок: “Рабская психология, или Неужели казахи рабы?”, а главный фигурант в ней я. Вернее, мое интервью газете “Время” по поводу спектакля “Кармен” (см. “Хиджаб для Кармен”, “Время” от 13.12.2011 г.). Будь это даже самая злая критика моего творчества, я мог бы относиться иначе, но тут идеологический спор. Если бы сейчас был тридцать седьмой год, то автор просто объявил бы меня врагом народа и японским шпионом...
Статья в государственном издании, которое финансируется Министерством культуры РК, начинается с запева о том, что главный враг казахов не джунгары, что в течение 300 лет предки казахов боролись с гнетом России, поливая кровью землю своих аулов, о чем не пишут ни в одном учебнике. Затем автор сожалеет, что, празднуя двадцатилетие независимости, казахи так и не сказали вслух, от кого же эта свобода была получена. Негодование вызывает и приезд Папы Римского в Астану, и выступление Вахтанга КИКАБИДЗЕ (“Что они нашли среди волосяного покрова на лице грузина Кикабидзе и почему казахские женщины целовали его так, словно боялись упустить свою долю?”). И наконец, статья подходит к кульминации. Дескать, “Кармен” по новелле Проспера МЕРИМЕ не лучший сюжет для воспитания молодежи. А если рассматривать эту историю с позиций любви и свободы - так неужели у казахов нет других образчиков? Одним словом: “Когда я вижу Теменова, мой язык не поворачивается сказать о нем, что он представитель интеллигенции”.
- Для начала несколько слов в защиту “Кармен”, - говорит Теменов. - Наверное, никто не рискнет спорить, что это мировая история и культура. В алматинском оперном идет опера “Кармен”, Булат АЮХАНОВ сделал свою версию балета. Кстати, о спектаклях. Предыдущая моя работа “Пегий пес, бегущий краем поля” выдвигается на Госпремию. В планах у меня восточная легенда “Лейла и Меджнун”, но тут “патриоты” могут опять упрекнуть меня, на этот раз найдя арабский след.

- У кого же, на ваш взгляд, рабская психология?
- У того, кто играет на псевдонациональных интересах и жаждет сорвать аплодисменты на этой теме. Хуже всего, когда подобные “истины” преподносятся от имени народа. Потому что самые страшные преступления делаются от имени народа. Плохо, что подобные высказывания в казахской прессе не единичны: после событий в Жанаозене многие хотят использовать напряженную ситуацию в стране и получить свои бонусы, играя на “патриотизме”. А если следовать логике автора, что у меня рабская психология по отношению к России, тогда первым в этом ряду должен стоять Абай. Ведь он переводил ПУШКИНА, он спел письмо Татьяны. Получается, подлец? В этом же списке ВАЛИХАНОВ: учился в Питере, все сочинения писал на русском языке. Как и Олжас СУЛЕЙМЕНОВ. КУНАЕВ учился в России, да и вся наша старая интеллигенция. Нет у нас ни одного человека, который бы не был связан с Россией, с русским языком.

- Еще одна фраза из интервью, которая зацепила за живое, - о том, что вы не хотите, чтобы русские, как и представители других национальностей, уезжали из Казахстана...
- Я действительно этого не хочу! И вижу, что такая позиция вызывает раздражение у многих людей, считающих себя и только себя истинными патриотами Казахстана. Но если бы Америка пошла по пути “выдавливания” пришлых, стала бы она такой мощной империей, какой мы ее видим сейчас? Весь мир объединяется, стирает границы. А у нас порой патриотизм пограничен с национализмом. Давайте скажем прямо, что это лозунг фашистов: “Германия только для немцев”. И если сегодня мы скажем, что Казахстан только для казахов, это будет означать конец для нашей страны. С одной стороны у нас Узбекистан с очень мощной армией, с другой - Китай, которому и армии не надо.

- Может быть, вы сгущаете краски?
- Переведу одну только фразу из этой статьи: “Русские в любое время и в царской России, и во времена большевиков привыкли растаптывать казахов”. Какие еще могут быть комментарии? Причем сначала статья появилась в газете “Туркестан”. Да, это было неприятно, но мало ли кто что пишет. Но когда “Рабская психология” была перепечатана на страницах государственного издания, да еще и занимающегося вопросами культуры, - это вызвало настоящий шок у меня! Ведь многие люди считают, раз СМИ государственное - значит, написанному можно верить, значит, это государственная политика!

- Вы так любите русских?
- Я не люблю, когда делят людей по национальному, расовому признаку. Не люблю, когда интернациональные традиции и гостеприимство казахов перечеркиваются. Почему человек должен доказывать, что это его Родина, если здесь его друзья, его дом, если он родился на этой земле и в ней покоятся уже его предки? Коробит фраза из этой статьи: “Советское казахстанское руководство превратило Казахстан в лабораторию дружбы”. В конце концов, я напомню слова Олжаса Сулейменова, сказавшего, что тот, кто не хочет знать русский язык, будет вынужден учить китайский. Например, я рад, что владею не только казахским, но еще русским и английским, как и мои сыновья. И из этого не стоит делать научное открытие, что Теменов не патриот. Кстати, именно моя картина о декабрьских событиях была снята на “Мосфильме” и профинансирована им же - “Волчонок среди людей”. В этой ленте играет Нонна МОРДЮКОВА и используются документальные кадры декабрьских событий. Но, оказывается, патриотизм не в этом.

- Не проще ли было промолчать?
- Нельзя молчать, особенно сейчас! Есть такое правило толпы - стоит сказать: “Бей того или этого”, и тогда уже события трудно будет остановить. Если сейчас найти врага по национальному признаку, то за такие настроения нам всем придется расплачиваться кровью. Все произойдет быстро, и ответственность за это уже не спишешь на Россию.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Кстати

Не наш путь

И все же, как часто в казахскоязычной прессе появляются антирусские реплики и не являются ли они поводом для размышлений? Об этом мы спросили у Мурата Мухтаровича
АУЭЗОВА:
- Я слушаю казахское радио, читаю казахскую прессу и должен сказать, что те СМИ, которые позволяют себе подобные выпады, не являются популярными. Да и авторы, утрирующие патриотическую тему до национализма, - это люди, сидящие где-то по щелям и выбрасывающие оттуда такие тезисы. У Казахстана слишком своеобразный путь развития, чтобы ставить под сомнение интернациональную составляющую.

Поделиться
Класснуть