Не так сели!
О чем умалчивает полковник Кожамбердиев?
За четыре дня до опубликования статьи “Судный день” (см. “Время” от 8.3.2012 г.) я отправил официальный запрос на имя начальника ДВД Алматинской области Жайлаубека ХАЛЫКУЛЫ. Нас интересовало, как руководство областного ДВД решает вопросы содержания следственно-арестованных и осужденных, проблемы с питанием и соблюдением их прав. 12 марта первый заместитель начальника ДВД Алматинской области Берик КОЖАМБЕРДИЕВ (на снимке) прислал в редакцию официальное письмо. Забегая вперед, оговорюсь, что его ответы породили еще больше вопросов. Впрочем, обо всем по порядку...
В “Судном дне” речь шла о том, в каких, мягко говоря, нечеловеческих условиях содержатся под стражей в изоляторе временного содержания (ИВС) Капшагайского горотдела полиции арестованные и осужденные. Все это я испытал на собственном опыте: отсутствие постельных принадлежностей и съедобного питания, переполненные камеры и пустующая по соседству, если не считать сидевшего в ней бывшего местного гаишника, ожидавшего этап в Талдыкорганский следственный изолятор. Кроме того, нарушения прав арестованных на получение передач от родственников и на положенные по режиму прогулки. Меня это несколько шокировало. И вот почему.
В начале 2000-х тогдашние руководители Алматинской областной полиции приложили немало усилий по созданию в ИВС Алматинской области евростандартов. В те годы для журналистов организовывали специальные выезды в ИВС и демонстрировали четырех- и шестиместные камеры с отдельным санузлом, а в некоторых стояли и телевизоры.
В своем запросе мы попросили генерала Халыкулы ответить на ряд вопросов по этой теме.
Полковник Кожамбердиев пишет: “Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием для поддержания здоровья и сил по нормам, установленным постановлением правительства РК от 2 сентября 2003 года для лиц, содержащихся под стражей в ИВС. Кроме того, денежные средства на покупку постельного белья выделяются и выдаются согласно ст. 22 п. 3 Закона РК от 30 марта 1999 года “О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.
Такие же расплывчатые ответы полковник дал и о распорядке дня арестованных, питании и содержании под стражей. (Б. Кожамбердиев не смог ответить, сколько денег выделяется на содержание контингента в ИВС, хотя ежегодно при госзакупках указывается конкретная сумма именно для этих целей, и она составляет десятки миллионов тенге.) Конечно, не всем руководителям госучреждений доставляет удовольствие отвечать на вопросы, особенно касающиеся всевозможных тендеров. Однако речь идет не только о тендерах с “откатами”, лоббировании “своих” компаний и т.д. Не следует забывать, что, лишив людей свободы, государство не лишило их гражданства. Правоохранительные органы обязаны четко обеспечивать все требования законодательства в этой части, а специализированные прокуроры - круглосуточно надзирать за соблюдением законности в действиях силовиков. По крайней мере, такое право гарантировано людям, оказавшимся по ту сторону решетки, Конституцией и десятками ведомственных приказов и инструкций. Похоже, г-н Кожамбердиев полагает, что содержащиеся под стражей граждане знают о всех законах, гарантирующих их права.
ому, как не вам, Берик Мырзаханович, бывшему следователю, знать, что большинство арестованных малограмотны, в протоколе допроса десятки ошибок делают, а оказавшись в переполненной камере ИВС, не требуют соблюдения своих прав, оправданно опасаясь репрессий со стороны силовиков. Они тихо приспосабливаются к неписаному распорядку.
Тохнияз КУЧУКОВ, kuchukov@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Из ст. 15 Закона РК “О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.
При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований. Раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности и ранее содержавшиеся в местах лишения свободы (напомню, в 4-й камере я один был с первой судимостью). Администрация ИВС обязана создать подозреваемым и обвиняемым условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии, пожарной безопасности. Норма санитарной площади устанавливается из расчета не менее 2,5 квадратных метра на человека. Содержащиеся в изоляторе временного содержания обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; матрацем, подушкой, одеялом; двумя простынями, наволочкой; столовой посудой на время приема пищи; полотенцем и мылом (все это мне и моим сокамерникам даже не снилось. - Т.К.). Камеры ИВС оборудуются столом; санитарным узлом (бачком для отправки естественных надобностей при отсутствии канализации); краном с водопроводной водой (при отсутствии водопровода - пластмассовым навесным умывальником); вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; средствами радиовещания; урной для мусора (более половины перечисленного вообще отсутствовало в Капшагайском ИВС. - Т.К.). Ежедневно, по потребности, в камеры выдается кипяченая вода для питья. Не реже одного раза в неделю каждому подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помыться в душе, продолжительностью не менее 15 минут.
Комментарий в тему
Ардак ЖАНАБИЛОВА, правозащитница:
Там кругом паразиты
- Для каждого изолятора установлен лимит наполнения. Переполненные камеры - нарушение прав заключенных. Если страна берет обязательства уважать человеческое достоинство, заключенные не должны подвергаться риску заражения серьезными заболеваниями или даже смерти. По нормам на одного человека должно быть не менее двух квадратных метров площади в камере. В переполненных камерах напряженная психологическая атмосфера, а это неизбежные конфликты между заключенными и администрацией. Люди, лишенные возможности помыться и постирать одежду, могут заразиться кожными заболеваниями или подхватить паразитов, а при нехватке постельного белья и кроватей - передать свои недуги другим. Заключенные, не обеспеченные нормальной едой, подрывают свое здоровье. Хочу напомнить, что плохие условия содержания приравниваются к жестокому и унижающему достоинство человека обращению, а в некоторых случаях - к пыткам. В начале 2000-х два ИВС в Алматинской области были приближены к стандартам. В апреле, кстати, мы начинаем мониторинг ИВС области - много жалоб стали получать на условия содержания под стражей и жестокое обращение со стороны полицейских.