ЦОН специального назначения
Мы уже сообщали о новой инициативе министра транспорта и коммуникаций Аскара ЖУМАГАЛИЕВА. По его словам, уже к концу текущего года любой гражданин Казахстана сможет получить водительское удостоверение в центре обслуживания населения (ЦОН) всего за один день!
“Выдача гражданам водительских удостоверений - это та услуга, которую мы сейчас прорабатываем с Министерством внутренних дел, - заявил Жумагалиев недавно на заседании правительства (см. “Жертва собственной популярности?”, “Время” от 29.2.2012 г.). - Мы посмотрели на международный опыт, посмотрели, каким образом упростить максимально этот процесс и сделать его совершенно открытым и транспарентным”.
По задумке министра к концу года в Астане, Караганде, Алматы и Актау человек, желающий получить водительское удостоверение, должен будет прийти в специализированный ЦОН и предоставить сотруднику удостоверение личности. После чего его фотографируют, выдают талон и квитанцию для оплаты документа, а затем отправляют на теоретическое тестирование. В качестве контролера на экзамене будет находиться сотрудник дорожной полиции. Жумагалиев заверил, что никаких других документов не потребуется, потому что “имеется интеграция с базой данных физических лиц, с базой данных автошкол, с информационной системой Министерства здравоохранения”. В случае успешной сдачи теории кандидата в водители направят на сдачу практического задания на автодром, который будет расположен... рядом с тем же самым ЦОНом. После успешной сдачи экзаменов человеку тут же выдадут водительское удостоверение. Коррупции и фальсификации при этом не будет никакой, заверяет министр, так как “места сдачи теоретического и практического тестирования будут оборудованы видеокамерами”.
Есть ли необходимость в этом ноу-хау и чем оно чревато?
Слово нашим экспертам.
Виталий ВОРОНОВ, юрист:
Казахстан - не Грузия
- Такая практика существует во многих странах мира, к примеру, в той же Грузии. Там любая государственная услуга по выдаче любого правоустанавливающего документа, в том числе и водительских прав, оказывается в течение 50 минут. Но если у нас не будет проведена соответствующая подготовка для реализации этого вопроса, то получится как всегда, а не так, как хотели. ЦОН - это, по сути, почтовый ящик. То есть он будет только выдавать водительское удостоверение, а всем остальным, как и прежде, будет заниматься Министерство внутренних дел. И самый главный вопрос - сократить время, отведенное на взаимодействие всех структур, задействованных в этом процессе. Я поддерживаю идею упрощения процедуры оказания услуг, но, к сожалению, Казахстан - это не Грузия. В том же аэропорту Тбилиси 24 пункта пограничного контроля - и в каждом окошке пограничник, поэтому там нет очередей. А что в нашем аэропорту? Два-три окошка открыты и очереди километровые. Я думаю, что и в специализированных ЦОНах будет то же самое.
Загипа БАЛИЕВА, депутат мажилиса:
Истина - в реестре
- Я думаю, что специализированные ЦОНы - это один из способов борьбы с коррупцией. Мне кажется, это хорошо, что они пока делаются в пилотном режиме, так как есть еще много вопросов, как регламентировать их работу, чтобы облегчить жизнь населению. Дорожная полиция обязана контролировать соблюдение правил дорожного движения, но и они же выдают водительские права. Эту цепочку надо разорвать. Поэтому в создании ЦОНов есть здравый смысл. Главное - решить все вопросы организации их работы, сделать так, чтобы ЦОНы были обеспечены необходимым оборудованием и квалифицированными сотрудниками. У нас есть электронное правительство, которое объединяет три главных национальных реестра - базы данных физических лиц, юридических лиц и недвижимости. В рамках электронного правительства можно все эти базы данных сформировать в единую, прописать протокол доступа и включить в эту систему количество автошкол на территории республики. Те автошколы, которые получили лицензии, должны иметь техническую базу, высококвалифицированных преподавателей, технику, автодромы и так далее. Необходимо проработать механизм включения в национальный реестр данных о тех водителях, которые попадают в ДТП по своей вине. За каждое такое ДТП надо будет давать минус той автошколе, которая обучала его, а затем отозвать у нее лицензию, а сотрудников ЦОНа, где он сдавал экзамены, уволить. Если будет ответственность, то автошколы станут обучать курсантов более качественно, а ЦОНы - более тщательно принимать экзамены.
Омурзак ТУСУМОВ, экс-председатель комитета дорожной полиции:
ЦОН - это удобно
- Водительские права и сейчас выдаются сотрудниками РЭО УДП в течение одного дня. Насколько я понял, эти ЦОНы будут созданы для удобства населения: человеку не надо будет никуда ехать, чтобы произвести оплату или сдать экзамен - все будет сосредоточено в одном месте. Мне кажется, это будет удобно. Единственное, что меня беспокоит: сейчас экзамены сдаются в городах в нескольких РЭО, а после запуска специальных ЦОНов все снова будут сдавать в одном месте. Это может создать определенный дискомфорт.
Бейбут АСКАРОВ, руководитель автошколы:
Кто учит, тот пусть и проверяет
- Будут ли принимать экзамены в ЦОНах или же в регистрационно-экзаменационных отделах дорожной полиции - нет никакой разницы. Пройдет несколько месяцев, и человек будет так же, как сейчас, договариваться о сдаче экзаменов с инспекторами УДП, сотрудниками ЦОНов. И никакие видеокамеры не помогут. Что касается создания в специализированных ЦОНах автодромов, то это вообще, на мой взгляд, нереально. Сегодня в Алматы есть только один нормальный автодром, который находится по улице Жансугурова. А второй - в Нижней Пятилетке, где также принимают экзамены, - автодромом трудно назвать. Лучше по проселочной дороге ездить, чем по этому танкодрому. Далее, если весь город будет сдавать экзамены в одном месте - это будет самое плохое решение. Одним словом, я против создания таких ЦОНов. Если власти хотят сделать более прозрачной и транспарентной эту услугу, то функции по выдаче прав надо отдать непосредственно автошколам. Раз она занимается обучением вождению, то и проверять знания учащихся должна именно автошкола. То есть так же, как в вузах: студент учится, а затем там же получает диплом.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы