7263

Звуки согласных

В Союзе писателей прошла презентация книги Берика ЖЫЛКИБАЕВА “Казахский эротический роман”, на которой говорили не столько о чувственном в прямом смысле слова, сколько о дисфункции современной казахстанской интеллигенции относительно упругого госаппарата.

Заседание организовал “Клуб интеллектуалов Ауэзхана КОДАРА” - есть, оказывается, и такой. Сам Кодар сразу обозначил повестку дня:


- Государство, потерявшее свою интеллектуальную элиту, в конце концов теряет себя. Наша задача - обратить внимание на постcоветскую интеллигенцию. У нас до сих пор в почете те люди, которые пользовались авторитетом еще в советские времена, - Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, Мухтар ШАХАНОВ, Абдижамил НУРПЕИСОВ и так далее. А любая культура, в которой не происходит смены поколений, обречена на вымирание. Мы 20 лет ждали, когда кто-то обратит внимание на эту проблему, и в результате поняли, что если мы сами не будем ею заниматься, то никто не будет. Поэтому наш девиз: “Спасение интеллигенции - дело рук самой интеллигенции”.


После такого превью следовало бы ожидать, что известный пуб­лицист и литератор представит какого-нибудь 20-летнего интеллектуала, крушащего авторитеты направо и налево, как в свое время упомянутый Сулейменов. Однако роль надежды казахской интеллигенции на этот раз предстояло сыграть 78-летнему профессору, доктору филологических наук Берику Магисовичу Жылкибаеву. Неожиданенько.


Надо сказать, что многие журналисты, пришедшие на сбор клуба, повелись именно на название книги “Казахский эротический роман”. Все ждали, что будет или обсуждение в стиле “мочить Пастернака”, или некие откровения вроде недавнего труда Турсына ЕЛЕУСИЗ-УЛЫ, где 77-летний аксакал повествует о своих амурных делах, периодически используя лексику из ряда “сперма”, “член”, “куннилингус”, “анальный” и так далее. Ну весна катит в глаза - что поделаешь?

Выяснилось же, что название для Жылкибаева - не более чем манок для читателей, охочих до “клубнички”. А книга повествует совсем о других вещах.


- Я читал роман лет 10 назад, - заявил писатель, преподаватель КазНУ Аслан ЖАКСЫЛЫКОВ. - Там особенно эротики-то и нет. Это интеллектуальная, философская проза. Она приглашает поразмышлять о том, что с нами происходит в данное время... Вы знаете, есть у нас люди, с которыми произошли метаморфозы, партийная номенклатура переметнулась в другой стан. Это самый настоящий детектив, криминал духа человеческого. Так называемые токалки остаются на высоте, а проститутствуют другие люди. Вот в чем тема романа. Истинная проституция происходит сейчас наверху, среди тех людей, которые должны были вести этнос вперед! Берик Магисович, вы разоблачитель, понимаете? Нам нужны такие писатели!


Берик Магисович кивал головой. После этого, а также после призыва Кодара не быть исключительно комплиментарными друг к другу спикеры один за другим поставили Жылкибаева в один ряд с МАРКЕСОМ, БУЛГАКОВЫМ и КОРТАСАРОМ. Сопровождались сравнения бурными аплодисментами. Сомнений в том, что “Клуб интеллектуалов” полностью оправдывает свое название, практически не осталось.
Смутило немного только то, что филолог Ольга АБИШЕВА отказала традиционной казахской литературе в эротичности, в то время как чувственных мотивов не чурались АБАЙ, АУЭЗОВ, АЙМАУТОВ, ЕСЕНБЕРЛИН. Да вообще никто не чурался.
Проблема в другом - все либидо современной казахстанской интеллигенции и писателей как ее части сводится к расположению в миссионерской позиции по отношению к силе сверху: так не надо шевелиться, а при определенной сноровке можно даже научиться получать удовольствие.

Научный коллектив, говорят математики, дееспособен до тех пор, пока в нем есть некая критическая масса, то есть сумма полярных идей. Когда все сказали “да”, то или тема исчерпала себя, или коллектив исчерпал свои возможности”, - писал в 1975-м Олжас Сулейменов, впоследствии сказавший “да” даже там, где следовало обойтись “может быть”.
С этой точки зрения обсуждение романа Жылкибаева в “Клубе интеллектуалов” тождественно обсуждению послания президента в Министерстве культуры - даже определения схожи, просто у Берика Магисовича месседж другой. Причем если для разъяснения послания активированы лучшие соловьи Центральной Азии, то потуги местных литераторов не выходят за пределы кулуарных славословиц.
Конечно, строки того же Кодара: “Старый Фаллос, очнись! Твое место теперь на помойке! /Увядаешь, дружок! Тебе нынче не трахнуть и койки!” - можно при желании расценить даже как призыв к свержению конституционного строя, но...
Ауэзхан Кодар, к примеру, не очень склонен в последнее время к выступлениям в прессе, ссылаясь на занятость по работе. Хотя для каждого интеллектуала это отличная возможность вбросить свои мысли в общество и тем самым повлиять на него. Прятаться за кокетливыми формулировками “Я все сказал в своих книгах” - вообще излюбленная манера поведения отечественной “интеллектуальной элиты”. И это странное позиционирование - невозможно созидать почву для Болотной, не появившись на ней, как БЫКОВ или АКУНИН.
Однажды автор этих строк пытался взять интервью у местного писателя, вполне себе обличающего общество и нетерпимого к власти в своих книгах. Однако во время беседы литератор “лишь молчал и только ножками качал”. На вопрос, почему же он такой смелый в прозе, но ничего не хочет говорить для газеты, писатель не моргнув глазом ответил:
- Так ведь наши книги никто не читает.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть