10049

Дохлый номер

Для автовладельцев, разъезжающих по Казахстану на машинах с госномерами соседней Киргизии, наступили тяжелые времена. Таможенный орган заявил: их машины находятся в РК незаконно. На этой неделе водителям дали 5 дней на исправление нарушений. В ответ автовладельцы обратились с жалобой к премьер-министру страны.

В конце прошлой недели таможенники Алматы совместно с дорожной полицией занялись проверкой документов у водителей, которые разъезжали по южной столице на автомобилях с киргизскими номерами. В итоге 19 машин были помещены на склад временного хранения. Возмущенные автовладельцы в минувшие выходные устроили митинг, а в понедельник, 20 февраля, несколько десятков шоферов пришли на встречу с руководством таможенного департамента Алматы (см. “Номер не прошел”, “Время” от 21.2.2012 г.). Им сообщили: нахождение их автомобилей на территории Казахстана незаконно.

Президент Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ (на снимке) разъяснил, у каких автолюбителей, управляющих машинами с киргизскими номерами, возникли проблемы. Их две категории.
Первые - те, кто купил на территории Киргизии праворульную машину.
- Сложно сочувствовать этим людям, так как они сознательно нарушали закон, ввозя такой автомобиль, - говорит Эдуард. - Ведь ввоз праворульных машин в Казахстан запрещен с 2007 года, и люди не могли об этом не знать. Да, такие автомобили в Киргизии на 30-40% дешевле, чем у нас. Но, как сказал классик, “…не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.”
Вторая категория владельцев машин с киргизскими номерами - это те, кто в прошлом году купил леворульные автомобили за рубежом, но не смог ввезти их на территорию Казахстана до завершения действия льготной растаможки 1 июля 2011 года.
А не получилось это по объективным причинам, когда ряд компаний-перевозчиков из Арабских Эмиратов и Китая, занимавшихся доставкой машин, обанкротились и около тысячи “железных коней” застряли в портах Поднебесной, Ирана и Прибалтики. Когда ситуация изменилась, но 1 июля уже прошло, автовладельцы были вынуждены везти авто в Киргизию, чтобы растаможить их там по щадящим расценкам. Эдуард Эдоков таким автовладельцам очень сочувствует, поскольку эти люди один раз уже пострадали из-за форс-мажора, а теперь у них возникла еще одна головная боль.

Кстати, граждане Казахстана вывозили автомобили из соседней страны по-разному. Одни временно прописывались в Киргизии и, не меняя гражданства РК, покупали там автомашину, а потом ввозили ее в Казахстан. Другие при покупке не переоформляли машину на себя, а просто просили прежнего киргизского владельца оформить доверенность на право вождения. Но, несмотря на различные вариации, все эти граждане нарушили закон.
- Согласно таможенному законодательству, иностранный гражданин (в том числе гражданин Киргизии) может ввезти и использовать свою машину (праворульную, леворульную) на территорию РК на период до 6 месяцев без каких-либо особых ограничений, - рассказывает Эдуард Эдоков. - После этого иностранец должен вывезти машину за пределы нашей страны. Вот наши автовладельцы с киргизскими номерами так ездили по Казахстану, оформляя доверенности, раз в полгода выезжая в Киргизию и снова возвращаясь. Но проблема в том, что эта норма действительна для иностранцев, а на наших граждан она не распространяется! Ввозя и используя такую машину, гражданин Казах­стана обязан оформить временный ввоз товара и открыть депозит в таможенном департаменте. На этот счет он должен положить сумму (в размере таможенных и налоговых платежей, акциза), которую он заплатил бы, если б начал растаможивать эту машину в Казахстане в обычном порядке. Этот депозит - гарантия того, что машина будет вывезена из РК в установленные сроки. Если машина вывозится - депозит возвращается автовладельцу. Вот эти правила и были нарушены казахстанцами. Я уверен, что этот депозит никто не открывал, поскольку таможенная пошлина на ввозимые подержанные машины в Казахстане с 1 июля очень высока - вместе с акцизом и НДС такая сумма может составлять и 8, и 10, и даже 20 тыс. долларов, то есть зачастую гораздо больше, чем стоит сама машина. Таким образом, автовладельцы с киргизскими номерами нарушили таможенное законодательство.
По словам Эдуарда, с одной стороны, вина автовладельцев очевидна. Ведь покупая автомобиль в Киргизии, человек, по сути, вступает в международные экономические отношения и перед покупкой просто обязан ознакомиться со всеми правилами и действующими законами.
С другой стороны, Эдоков упрекает и таможенников - куда смотрели сотрудники таможенных постов, когда разрешали казахстанцам ввоз по доверенности машин с киргизскими номерами? Ведь на момент прохождения границы наш автолюбитель уже должен был открыть депозит. Если верещагины закрывали на это глаза, то бесплатно ли? Таможенники обещают с этим разобраться.
И еще момент: почему, когда стало очевидно, что ввоз машин из Киргизии стал массовым, таможенники не выступили с заявлением и не сообщили гражданам, что они играют с огнем? Вместо этого, говорит Эдуард, наши госорганы достаточно долго выжидали и лишь недавно захлопнули мышеловку, когда в нее попали уже тысячи автовладельцев.

Этот вопрос мы адресовали таможенному департаменту Алматы и получили такой ответ: “Проведению оперативно-профилактического мероприятия предшествовала определенная работа. С 2011 года департаментом собиралась информация, направлялись запросы в различные инстанции, согласовывалось взаимодействие с органами внутренних дел. В связи с чем в настоящее время и проводится вышеуказанное оперативно-профилактическое мероприятие”.
Также мы поинтересовались в департаменте: сколько всего машин с киргизскими номерами бороздят просторы Казахстана? Алматинские таможенники нам ответили: такой информацией не владеют. Зато нам сообщили, какое наказание ждет автовладельцев, ввозивших машины из Киргизии с нарушениями, - штраф на физические лица от 5 до 10 МРП. Но это еще не все - автомашины после оплаты штрафа будут выдворены из страны. Впрочем, до конца этой недели их трогать не будут (за исключением тех 19, что сейчас стоят на СВХ), а дадут время на исправление документов. Вот только кто захочет и сможет положить несколько тысяч долларов на гарантийный депозит? Вместо этого, рассказывает Эдоков, люди в массовом порядке обратно повезли продавать свои машины в Киргизию. Естественно, с потерей для себя: наши соседи смекнули, что можно воспользоваться ситуацией и выкупать машины за бесценок.
А те, кто на это не пошел, написали письмо на блог премьер-министра Карима МАСИМОВА. 77 человек просят либо упростить для них таможенную процедуру, либо легализовать автомобили с киргизскими номерами.
Эдуард Эдоков считает: сколько бы владельцы киргизских машин теперь ни возмущались, государство им навстречу не пойдет. Ведь ради сравнительно небольшого количества пострадавших в этой ситуации людей Казахстан вместе с Россией и Белоруссией вряд ли будет менять таможенное законодательство.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть