6401

В стиле ретро

В мире всего сто человек занимаются архаичной фотографией. Алматинский мастер объектива Юрий ЗАБОЛОТНЕВ (на правом снимке) входит в это число. Его можно смело назвать зачинателем фотографической реконструкции и исторического портрета в республике.

Юрист по первому образованию и историк по второму, он несколько лет назад решил податься на вольные хлеба фотографа. В соавторстве со своим другом и соратником Александром НОСЫРЕВЫМ открыл фотостудию и стал творить.
- На самом деле фотография и история всегда влекли меня, - рассказывает Юрий. - В 15 лет я продавал газеты и на заработанные деньги купил себе первый фотоаппарат “Зенит”. Снимать нравилось, но я не думал, что это станет делом всей моей жизни. Переломным моментом было знакомство с будущей супругой, которая любила фотографироваться. С этого и началось мое становление как профессио­нала. А поскольку я увлекаюсь еще и военной реконструкцией, то решил совместить приятное с полезным. Так появилась идея заняться фотографической реконструкцией.

Потому что он на Берию не похож

- Первой моделью, конечно же, была жена. Мне нравятся 30-е годы XIX века, поэтому первые фото были сделаны из этого периода. Мы долго подбирали наряды, прическу, макияж того времени. В общем, полностью воссоздавали атмосферу и облик прошлого. Конечный результат впечатлил. Позже решили сделать съемки военного сражения Второй мировой войны.
Большую помощь в воссоздании каких-то моментов оказал мой дедушка Борис ТУПАЕВ, который служил в армии, прошел всю войну и всегда с удовольствием рассказывал мне о тех событиях. Мы тщательно восстанавливаем все нюансы обмундирования, вооружения, выезжаем за город, копаем окопы и устраиваем сражения. Однажды, помню, снимали где-то под Талгаром. И вот идет группа “немцев”, как положено, в касках, форме, с автоматами и пулеметами, а навстречу им чабан. Увидел их и замер. Когда они поравнялись с ним, он произнес фразу, над которой мы потом долго смеялись: “Ребята, вы что, на охоту собрались?”. Думаю, мужик понял, что перед ним немцы, но не мог представить, откуда они здесь взялись.
Военно-историческая реконструкция уникальна своей многоликостью. Ее задача - добиться полного соответствия выбранной эпохе. На наших сессиях мы не просим людей играть, а наоборот, хотим, чтобы они прониклись духом того времени. Обычно я, глядя на человека, могу точно сказать, какой образ ему подойдет. Люди, конечно, спорят, но, увидев конечный результат, соглашаются со мной. Как-то пришел в студию мужик и говорит: “Сделай из меня Берию”. Я посмотрел на него и говорю: “Ваш типаж не подходит для этого персонажа. Давайте лучше сыграем эдаких портовых пьяниц”. Он сначала заартачился, но когда увидел снимки, то долго смеялся и признал, что образ подобран правильно.
Кстати, в одном из интернет-магазинов, где продают фотографии, я неожиданно нашел свой снимок - портрет друга в матросской форме. Так вот, оказалось, к человеку каким-то образом попал этот снимок, а поскольку он был сделан в фото­графической реконструкции, то он решил, что это старинное фото, и выставил его на продажу.

Фотограф - профессия экстремальная

Фотографы прошлых лет очень трепетно относились к процессу фотосъемки, потому что у них была только одна возможность сделать хороший снимок. Они понимали: человек пришел к ним за техническим чудом и нужно не обмануть его ожиданий. При этом в XIX веке фотодело считалось экстремальной профессией: большинство фотографов умирали молодыми от отравления ртутными парами. Есть три разновидности архаичной фотографии: дагеротипия (технология 30-х годов XIX столетия), амбротипия (технология 50-х годов) и более современная - тинтипия. Дагеротипия - одна из самых сложных и вредных фотографических технологий. Все делалось на пластине из чистого серебра с применением ртути.
- Мне больше нравится амбротипия, потому что этот процесс дает потрясающую глубину изображения и менее опасен. Для получения фотографии берется кусок стекла, который покрывается сложным химическим составом из калия, кадмия, серебра. В школе у меня была двойка по химии, но чтобы изготавливать фотопластины, пришлось сесть за учебники и пройти курс физики и химии. Мой любимый жанр - портрет. Обожаю снимать женщин, а особенно женские руки. Очень сложно поймать момент, когда лицо и глаза передают настроение рук. У меня есть снимок “Возвращение”, на котором девушка поднимается с чемоданом по лестнице. Это фото вызывает особый трепет у зрителей. Видимо, каждый видит в нем что-то свое. В ближайшее время мы планируем организовать в нашем метро фотовыставку архаичной фотографии, которая, надеюсь, понравится алматинцам.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива Юрия ЗАБОЛОТНЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть