14905

Волшебники ночных тоннелей

Откуда между рельсами на станциях алматинского метро появляется вода? Читатели довольно часто задают нам этот вопрос. Горожане с видом экспертов рассуждают о том, что это результат протекания сводов тоннелей или выход грунтовых вод на поверхность. Мы отправились ночью в подземку, чтобы все увидеть своими глазами.

После того как последний состав доставит запоздалых пассажиров до места назначения, двери станций метро закрываются. Начинается рабочее время эксплуатацион­ных служб - тут и проверяющие, и ремонтные бригады, и уборщики станций. И, конечно же, бригада мойщиков.
…Громкий гудок огромной машины, на которую установлена бочка объемом 6,5 кубометра воды, слышен издалека. Гудит так, что уши закладывает. Спустя несколько минут темнота тоннеля освещается рваным светом сигнальных огней.
Машина останавливается на станции “Жибек жолы”. В бригаде шесть человек. Мы загружаемся и едем в перегон (один перегон - расстояние между двумя станциями. - Р. Б.). Как только машина въезжает в тоннель, диспетчер по станции отключает в нем электричество, чтобы вода не вызвала замыкание. Тоннельная служба приступает к работе. Один из рабочих заводит генератор, и помпа под большим напором подает воду в специальные сопла, расположенные полукругом на задней стенке бочки. В воздухе, освещаемом светом большой и мощной фары, переливаются всеми цветами радуги мириады водяных брызг. Чувствуется запах пыли. Платформа медленно движется вперед. Работа по пылеподавлению в метро спешки не любит, оттого скорость движения моеч­ной платформы 3-6 километров в час. За смену, а она длится 5 часов, бригада успевает помыть один-два перегона.

Начальник дистанции тоннельных сооружений Тургумбек ЖАСЫБАЕВ (на правом снимке), отвечающий за тоннельное хозяйство, в алматинском метро с начала строительства. Вот уже два месяца работает в тоннельной службе. Каждую ночь выходит на дежурство на один из трех вверенных ему околотков (в одном околотке два перегона. - Р. Б.).
- Пока машина моет потолок и верхнюю часть стенок тоннеля, несколько ребят идут сзади и домывают все остальное водой из шлангов, - объясняет Жасыбаев. - Вон видите - по всей длине тоннеля проходят трубы с гидрантами. Вся вода стекает в желоб между рельсами и по нему уходит на очистительную установку, расположенную в депо, что рядом со станцией “Райымбек”. Там вода очищается от грязи и мусора и поступает на повторное использование. Так как поверхность желобков не везде идеально ровная и есть небольшие ямки, остаются лужицы. В этом нет ничего страшного.
Так что вода между рельсами - всего лишь свидетельство уборки сабвея.

Начальник службы путей и тоннельных сооружений Алтай ТИЛЕГЕН в метро два года. До этого 13 лет проработал на железной дороге. Сменил степные просторы на темноту тоннелей ради получения новых знаний и опыта. Хвастается: установку для мойки тоннеля разработали и сделали сами. Образец увидели в Московском метрополитене во время командировки. Но москвичи чертежами не поделились. Пришлось изобретать самим.
- Теперь вот разработали новую установку с учетом прежних недочетов, - говорит он. - В ней и сопла больше, и размещены они будут вкруговую, чтобы весь тоннель можно было омывать. Да и помповый агрегат в ней будет мощнее - чтобы чище смывало пыль. Уже заказали ее изготовление. Обойдется в 928 тысяч тенге.
Работы в ночных тоннелях невпроворот. Метро новое - пыли много. Когда вымоется львиная доля пыли, станет проще. Уже не каждый день придется тоннели водичкой охаживать, а один раз в неделю. А с новой установкой - и того реже.
Говорят, есть у волшебников один простой, но весьма эффективный способ исполнения любого желания. Для этого нужно просто помыть шваброй рельсы - и все загаданное сбудется как по волшебству. Сотрудникам службы путей и тоннельных сооружений метрополитена может позавидовать любой волшебник.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: ruslan@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть