37676

Развод и громкая фамилия

Самое громкое и скандальное уголовное дело прошедшего года, называемое “хоргосским”, не перестает впечатлять все новыми подробностями. На этот раз речь пойдет о попытке оказавшихся под следствием членов группировки контрабандистов выйти сухими из воды, передав ряду первых руководителей правоохранительных органов скромное вознаграждение в размере нескольких миллионов долларов (см. “Провал операции “Развал”, “Время” от 15.2.2012 г.)

Стоит напомнить, что действовавшая в течение нескольких лет на китайско-казахстанской границе и разоблаченная в апреле 2011 года группировка контрабандистов имела весьма разномастный состав. Помимо околокриминальных личностей, непосредственно занимавшихся контрабандой, оформлявших “левые” таможенные декларации таможенных брокеров, пользовавшихся их услугами коммерсантов, в сети, расставленные следствием, попали несколько высокопоставленных чиновников. В частности, начальник департамента по борьбе с коррупцией КНБ РК полковник Талгат ЖАКАЕВ, известный на границе под кличкой ТЖ, начальник управления по борьбе с преступностью в сфере экономики того же ведомства подполковник Ирлан АБДРАХМАНОВ по прозвищу Шаман, замначальника ДКНБ Акмолинской области подполковник Бахытбек КУРМАНАЛИЕВ по прозвищу Кипиш, начальник таможенного департамента Алматинской области полковник Курманбек АРТЫКБАЕВ. Эти персонажи в силу своего служебного положения смогли взять под свой контроль весь грузопоток из Поднебесной. Действовали они через двух лидеров группировки контрабандистов - Талгата КАИРБАЕВА по прозвищу Аулие (Святоша) и Бахыта ОТАРБАЕВА, которым с благословения своих высокопоставленных покровителей удалось подмять под себя всех грузоперевозчиков. В результате теневой оборот одного только пограничного перехода и таможенного поста “Хоргос”, по самым скромным подсчетам, исчислялся тремя миллионами долларов в день. Финансовой полиции удалось внедрить в группировку своего агента, известного под псевдонимом Саныч, и в конце концов большинство участников этого криминального синдиката оказались в следственном изоляторе. Общий же список подследственных по “хоргосскому делу” насчитывает примерно 50 человек. Находящееся на личном контроле у главы государства и расследуемое по его личному поручению уголовное дело давно уже должны были передать в суд. Однако правоохранители до сих пор почему-то тянут. Обитатели же следственного изолятора, как говорится, не сидят сложа руки.

В сентябре 2011 года от оперативных источников стала поступать информация, что подследственные через своих оставшихся на свободе сообщников, друзей и родственников пытаются найти возможность дать крупную взятку кому-нибудь из высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов Казахстана, способных добиться прекращения уголовного дела и освобождения его арестованных фигурантов. В качестве потенциальных получателей мзды рассматривались главы всех силовых ведомств и Верховного суда. Причем, судя по всему, через них планировалось передать деньги еще выше. Видимо, исходя из конечной цели, определили и сумму взятки - из криминального общака было выделено более 10 миллионов долларов! По европейским или даже американским меркам сумма весьма и весьма солидная. К примеру, столько Великобритания выделила на программу возвращения афганских талибов к мирной жизни. А США столько предлагали за голову лидера “Аль-Кайеды” Усамы бен ЛАДЕНА. Вот уж воистину знай наших!
Как вы понимаете, тут было за чем понаблюдать. Вот люди, ведущие следствие, и наблюдали - несколько месяцев.


По нашим пока не подтвержденным официально данным, находящиеся в следственном изоляторе основные фигуранты “хоргосского дела” уже выплатили из своих загашников порядка 30 миллионов долларов тем, кто обещал развалить “хоргосское дело”.


Выяснилось, что сидящий в СИЗО Святоша - Каирбаев вышел на связь со своим родным братом и неким доверенным лицом по фамилии КУСМАНОВ. Им он и поручил поиск каналов, позволяющих наладить контакты с первыми лицами правоохранительной и судебной систем - скажем, с генпрокурором Асхатом ДАУЛБАЕВЫМ, председателем Верховного суда Бектасом БЕКНАЗАРОВЫМ или с кем-нибудь из близких к ним людей. Спустя какое-то время в поле зрения следствия попали некие ЗИМАНОВ, ЮСУПОВ и АУБАКИРОВ, вступавшие в переговоры с ходоками от контрабандистов и пообещавшие развалить “хоргосское дело” на корню. За свои услуги троица запросила какие-то смешные деньги - 9 миллионов долларов.
И тут межведомственной следственной группе (в которую к тому времени уже входили не только финполицейские, но и сотрудники КНБ, Генеральной прокуратуры и МВД) было от чего напрячься. Дело в том, что фамилия одного из тех, кто обещал полное содействие в развале дела, была на слуху у всей страны. Действительный член Национальной академии наук, доктор юридических наук, автор многочисленных научных трудов, академик Салык ЗИМАНОВ - патриарх казахстанского права - был известен далеко за пределами юридических кругов. Этот 90-летний аксакал был вхож в любые кабинеты, пользовался непререкаемым авторитетом в правоохранительной и судебной сферах. Но главное, что отличало Салыка Зимановича Зиманова, - кристальная честность и неподкупность. При таком самодостаточном человеке даже заводить разговор о деньгах было бы неприлично. И тем не менее именно от его имени фигурантам “хоргосского дела” гарантировался его развал.

Об этом Святоша, находясь в следственном изоляторе, поставил в известность Отарбаева, а также остальных своих влиятельных подельников. После упоминания столь уважаемой фамилии выплата требуемой суммы была безоговорочно одобрена. Правда, примерно в эти же дни пришла скорбная весть: академик Салык Зиманов скончался на 91-м году жизни. Но даже это не смутило контрабандистов и их покровителей. Возможно, потому что в последний путь академика Зиманова пришли проводить председатель сената (в недалеком прошлом генпрокурор и глава Верховного суда) Кайрат МАМИ, нынешний председатель Верховного суда Бектас БЕКНАЗАРОВ, председатель Конституционного совета Игорь РОГОВ. Присутствие на траурной церемонии столь важных персон убеждало: даже после смерти Салыка Зимановича его авторитет непоколебим.


В качестве потенциальных получателей мзды рассматривались главы всех силовых ведомств и Верховного суда. Причем, судя по всему, через них планировалось передать деньги еще выше. Видимо, исходя из конечной цели, определили и сумму взятки - из криминального общака было выделено более 10 миллионов долларов!


К тому же шестидесятилетний сын академика Мухтар Салыкович ЗИМАНОВ, который через посредников общался с сидельцами СИЗО, убеждал их в том же самом. Как выяснится позже, Зиманов-младший, мягко говоря, лукавил. Оперативная разработка убедительно показала: академик Салык Зиманов при жизни и не думал ни за кого хлопотать, а уж тем более не догадывался о спекуляциях на его имени. Его сын, прикрываясь авторитетом покойного родителя, рассказывал контрабандистам сказки. А те верили - в силу своих “братковских” представлений об окружающем мире.
Введенные в заблуждение контра­бандисты с сентября по декабрь 2011 года через близких родственников и доверенных лиц частями передали Мухтару Зиманову и его приятелям - тем самым Аубакирову и Юсупову - 5 миллионов долларов, пообещав остальные 4 миллиона отдать после хотя бы частичного выполнения обещанного. В общем, навскидку - самая обычная коммерческая сделка, только бумажки не подписывались. От такой детской непосредственности матерых контрабандистов, много лет безраздельно хозяйничавших на границе, у наблюдавших за происходящим членов оперативно-следственной группы, что называется, глаза на лоб лезли…
В довершение ко всему оказалось: наобещавшие с три короба сын академика и Ко палец о палец не ударили, чтобы выполнить свои “коррупционные обязательства”. Судя по всему, они с самого начала планировали классическую комбинацию в духе незабвенного Остапа Бендера. Во всяком случае, фактических подтверждений того, что “посредники” обращались с недвусмысленными предложениями к кому-либо из высокопоставленных чиновников, в ходе следствия не зафиксировано.

24 января 2012 года в отношении Зиманова, Кусманова, Юсупова и Аубакирова возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве. Спустя два дня их задержали, а затем арестовали. В ходе обысков их жилищ часть денег, полученных ими от контрабандистов, удалось найти. Еще чуть больше полумиллиона “зеленых” было изъято в сейфовой ячейке одного из банков южной столицы. След остальных миллионов на сегодняшний день утерян.
29 января 2012 года всем четверым предъявлено обвинение. И хотя свою вину они полностью отрицают, материалов о том, как они проворачивали эту аферу, более чем достаточно.
И последнее. По нашим пока не подтвержденным официально данным, находящиеся в следственном изоляторе основные фигуранты “хоргосского дела” уже выплатили из своих загашников порядка 30 миллионов долларов (!) подобным “обещалкиным”. Поэтому совсем не удивляет, что приход к рулю республиканской финполиции Рашида ТУСУПБЕКОВА хоргосские сидельцы в следственном изоляторе чуть ли не с шампанским праздновали. Видно, не сомневались, что Рашид Толеутаевич поможет и спасет. Только это вряд ли...

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть