7071

Рисковое фотодело

Его называют мастером документального фото, а его работы - “говорящими карточками”. В четверг в Алматы открылась выставка чешского фотогуру Гарика АВАНЕСЯНА. Сам автор приехать в южную столицу не смог, но с радостью пообщался с нами по телефону.

Гарик родился в Баку, около десяти лет жил в Темиртау, потом перебрался в Москву, оттуда уехал в Прагу. Личность он весьма известная в мире фотографии: президент Федерации фотохудожников Чехии, издатель ежемесячного журнала PhotoArt, организатор фестиваля обнаженной натуры, а также поез­док целых групп фотографов в разные страны - Киргизию, Армению, Россию...
- В детстве, как все, фотографировал, но не думал, что это станет моей профессией, - признается Гарик. - Более того, в подростковом возрасте серьезно увлекался киносъемками. Даже занимался в кружке. Как-то нам поручили сделать фильм о трех грациях: балете, гончарном искусстве и фото­графии. Мне выпало снимать про фотоклуб. После первых занятий я настолько увлекся фотоделом, что стал посещать клуб и решил посвятить себя фотографии. Правда, был период, когда я четыре года вообще не снимал. У меня даже фотоаппарата не было. Я тогда переехал в Москву и занялся бизнесом. Но когда попал в Прагу, то не смог удержаться, чтобы не фотографировать эту красоту. Так начался второй этап моей фотодеятельности.

Влезть в душу человека

- Я снимаю в разных жанрах, но любимые - это документальное фото и портрет. Меня прежде всего интересует внутренний мир человека. Фотографируя, пытаюсь “влезть” в душу человека, показать его изнутри, какой он есть действительно. Кто-то сказал, что я снимаю скрытой камерой. Это абсурд. Я, наоборот, не люблю прятаться и снимать. В некоторых деревнях Киргизии, Узбекистана меня знают и ждут. Иной раз говорят: “Почему в прошлом году не приехал?” Армению и Нагорный Карабах вообще считаю раем для фотографов. Удивительно, но люди здесь обожают фотографироваться. А вот в Европе все намного сложнее. Во Франции я попытался снять художника, но когда навел камеру, то в ответ услышал ругань. Одному моему товарищу вообще пришлось убегать от негров, которых он заснял за работой. В Америке фотографы носят тексты договоров, и если хотят снять кого-то, то спрашивают разрешения и просят подписать бумагу. В Южной Америке считается, что человек, снимающий на камеру, берет души тех, кого фотографирует.

Ангел-хранитель

- Самое интересное, что мои работы в жанре ню ни разу не критиковали, потому, наверное, что я снимаю художественную обнаженку. В Праге это называется художественный акт. На самом деле подобные пленэры - очень полезная штука. Мастера, которые приезжают на фестиваль, за два дня имеют возможность снимать двадцать моделей в разных местах: в старых замках, на заводах и скалах. В этот раз фестиваль пройдет под девизом: “Обнаженная и паровая энергия”. Мы будем снимать моделей на старинных паровозах и пароходах. Я нашел место, где есть двадцать действующих паровозов. Так что, думаю, будет здорово. Поскольку я много путешествую, то постоянно попадаю в какие-то истории, причем мистические. У меня есть друг, который, когда я куда-нибудь еду, пишет мне: “Только не устраивай там революций и катаклизмов”. Например, в Греции утром после съемок сел попить кофе и вдруг чашкой не смог попасть себе в рот. Оказалось, случилось землетрясение. В Крыму проехал по дороге, а спустя несколько часов там сошел сель и завалило несколько машин. В Испании мы только уехали с места съемок - там бомбу взорвали. А в Грузии - русские танки вошли. У меня хороший ангел-хранитель, который не только оберегает меня, но и помогает с погодой.

У меня есть снимок, называется “Ангел”. В Армении снимал на рынке продавца картошки. И когда стал смотреть, то обратил внимание, что один мешок оказался за его спиной, и получилось, как будто у человека крылья. Через полгода я снова попал в те места, нашел этого продавца и отдал ему снимок. Он долго смотрел, а потом прослезился и сказал: “Когда умру, скажу, чтобы этот снимок на надгробный камень поместили”.
Есть в планах маэстро желание посетить Алматы, чтобы устроить здесь мастер-класс. Когда это случится, Гарик сказать не может, но в ближайшие несколько лет - точно. В этом году к нему на фестиваль ню, возможно, поедут несколько казахстанских фотографов. А пока у алматинцев есть возможность увидеть работы мастера в новой галерее Академии кино и телевидения.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Гарика АВАНЕСЯНА, Алматы

Поделиться
Класснуть