Твоя рука, владыко?
Скандал по поводу “кулагинской фрески” (см. “Акимова благодать”, “Время” от 25.1.2012 г.) прогремел, как минимум, на весь бывший СССР. Обнародованная нашей газетой новость о появлении лика сенатора (он же - экс-аким Костанайской области) Сергея КУЛАГИНА рядом с Иисусом Христом на купольной росписи в кафедральном соборе города Рудного потрясла всех - и верующих, и атеистов. Интернет пестрит сообщениями и комментариями, главный смысл которых можно выразить одним словом - “кощунство”. Даже сам “прототип” - сенатор Кулагин - на днях смиренно признал, что эта роспись - “богохульство”. Однако владыко Анатолий, епископ Костанайский и Рудненский, выступил с заявлением, в котором фактически опровергает это!
Удивительно - не только сам епископ Анатолий, но и многие другие святые отцы предпочли “не заметить” смысла нашей публикации, а также тысяч комментов, рассыпанных во Всемирной сети. А ведь пафос большинства мнений, высказанных людьми по поводу этого скандала, - в желании защитить и веру, и церковь, и собственные религиозные чувства.
В четверг мне позвонил человек, представившийся “отцом Александром из митрополии”. Он живо интересовался, на каком основании я выбрал в качестве эксперта по вопросу о “кулагинской фреске” протодиакона Андрея КУРАЕВА. Напомним, что в своем саркастичном комментарии Кураев предположил: Кулагин изображает прокуратора Понтия Пилата.
- Кто такой Кураев? Он же не рупор казахстанской митрополии! - горячился отец Александр (позже в более пространном виде он изложил свою мысль на сайте pritvor.kz под ником протоиерей Александр). - Зачем вы вообще брали у него интервью? Вы должны были обратиться в свою епархию!
Будто не читал, что в епархии со мной не стали разговаривать, сославшись на занятость… В ходе разговора отец Александр, все же признав право журналиста на самостоятельность и независимость, сообщил: в изображении Кулагина на фреске рядом с Христом нет ничего страшного. Что ж, это правда: детей такой картинкой не напугаешь. (Хотя… Не могу сейчас не привести цитату из очередного кураевского поста в Живом Журнале по поводу “губернатора и прокуратора”: “…На казахстанской фреске Входа Господня в Иерусалим был местный губернатор, но зато не было младенцев (которые по сюжету там вполне обязательны). Вечером к компьютерному столу подходит моя трехлетняя Катя (племянница - С.К.). Смотрит на эту фреску, уверенно говорит: “Это Боженька!” Подумав, добавляет: “А вот это - злой дядя!” Я спрашиваю: “Это ты о ком?” И она уверенно тычет пальцем в гладкобритого губернатора”).
Дискутируя с отцом Александром, я тогда еще не знал, что епархия готовит ответный удар - не только по мне, но и по протодиакону Кураеву. А потому на голубом глазу возразил ему:
- Большинство верующих, глядя на эту фреску, с уверенностью в ней опознают лишь две фигуры - Христа и чиновника, тогда как все остальные образы (даже апостолов) обезличены. Вот что возмущает. Как же молиться, когда ты знаешь, что на тебя с иконы в упор глядит еще живой и наверняка грешный, как и все, человек?
После паузы собеседник пообещал прислать мне электронное письмо с изложением официальной точки зрения. И быстро свернул разговор.
Никакого письма я так и не получил. Вместо этого на сайте Костанайско-Рудненской епархии появилось заявление епископа Анатолия, озаглавленное библейской цитатой: “Всякий ненавидящий брата не имеет жизни”.
Один из сообщивших мне об этом читателей спросил: “Как вы думаете, это угроза?” Думаю, что все-таки нет.
Из заявления отца Анатолия, епископа Костанайского и Рудненского:
- Христос Спаситель жил среди людей праведных и грешных, здоровых и больных, богатых и бедных, бесноватых и мудрых - все это имеет место быть в росписи (икона Христа Спасителя при этом становится частью росписи). Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам. Что касается опубликованной вами росписи: она не вызывает никакого сомнения в правомочности быть на указанном месте свода храма.
О чем же печалится владыка? “Общепринятые и разрешенные формы в строительстве храмов, их оформлении, росписи (выделено нами. - Ред.) и расположении подвергнуты некорректным насмешкам и домыслам, - считает он. - Вложение огромных средств, нечеловеческие усилия, бессонные ночи, пренебрежение своим авторитетом и временем - все это подвергнуто сомнениям и критике людей, ничего не сделавших для строительства храма”.
Епископ сообщает, что ему “очень стыдно перед Сергеем Витальевичем (Кулагиным. - С. К.), перед Мухамеджаном Мамаджановичем” (ТУРДАХУНОВЫМ, президентом АО “ССГПО”, на чьи спонсорские пожертвования возводился Иоанно-Богословский собор. - С. К.), и даже просит у них прощения, “потому что за доброе им воздается злое”. Я тоже готов просить прощения, если кого ненароком обидел. Но разрешите узнать, в чем конкретно моя вина? В том, что рассказал о фреске, оскорбляющей чувства верующих (а я состою в их числе и на службы в храм хожу не только по великим праздникам)? А может, ложью какой?
Отец Анатолий пишет прямо: “Свидетельствую вам о том, что выход в СМИ готовился не 24 января после 22 часов, а значительно раньше, - все это время я работал у себя в кабинете, никто не обозначил мне даже намека на предстоящие публикации”.
Позвольте, владыко! Доказательство профессиональной честности собкора “Времени” со вчерашнего дня выложено на моей странице в facebook (http://www.facebook.com/photo.php?v=139106612875457). Это аудиозапись разговора с епархиальным секретарем Мариной КОРОЛЁВОЙ, состоявшегося в полдень 24 января. Привожу ее дословно.
- Стас, владыко занят, он сегодня уезжает, поэтому давайте, как он приедет, вы с ним переговорите.
- Вы мой вопрос озвучили ему?
- Да. Он сказал, что готов с вами переговорить, но не сегодня. Это будет в феврале месяце, ничего страшного?..
В ходе разговора Королёва также подтверждает, что на фреске изображен Кулагин.
Комментируя наше обращение к Андрею Кураеву, отец Анатолий пишет: “Должен заметить следующее: икона имеет в православии канонические правила, которые поручены надзору епископа, а не диакона… В Московской духовной академии студенты изучают православную иконографию, среди них посчастливилось быть и мне. На основании этого спешу уверить вас, что канонического отступления в рассматриваемой росписи нет”.
Может, я чего-то не понимаю, но во время прошлогоднего визита протодиакона в Костанай отец Анатолий утверждал: они с Кураевым не только старые друзья, но и однокашники - учились вместе и даже келью в общежитии делили… А может, протодиакон Кураев лекции по иконографии пропускал? Или его учили не тому и не так?
А впрочем… Так ли уж эти детали интересуют простых верующих, которые хотят одного - чтобы храм был местом очищения души, а не возвеличивания госчиновника, пусть даже самого замечательного…
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай